Таисия БАХАРЕВА
Скандально известный украинский режиссер Андрей Жолдак не перестает удивлять пуританскую театральную публику своими постановками. На сей раз Жолдак замахнулся на два бессмертных произведения -- «Венецию» Гольдони и «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ясное дело, от первого и второго мало что останется, но как раз в этом секрет неизменного успеха любой жолдаковской постановки.
«Ромео и Джульетту» Жолдак называет суперсовременным спектаклем-фильмом. Открывать действо будут… 15 проституток, которых ассистенты режиссера специально отбирали на харьковских дорогах. Правда, Андрей так и не признался, во что же ему обошлись «жрицы любви». Лишь сказал, что неплохо оплачивает их 10-минутную работу. Среди непрофессионалов в «Ромео… » будут два представителя жека -- слесарь и водопроводчик, рабочий трамвайно-троллейбусного депо и пять инвалидов. Но самое главное, в конце зрителей ожидает хеппи-энд! «От Шекспира в спектакле останутся лишь какие-то темы, -- сказал Жолдак. -- По 12 мониторам, установленным в зале, будут транслировать сериал под названием «Ромео и Джульетта» с титрами». Все это «безобразие» продлится три часа.
Для декораций «Ромео… » сделают 50 гипсовых скульптур -- голых женщин, толстых мужиков. Это клан Ромео. По идее режиссера, Джульетта полюбит скульптуру и своей любовью оживит ее. Премьера новой шекспировской версии истории о больших чувствах состоится 10 июля.
А откроет знаменитый Венский театральный фестиваль «Один день Ивана Денисовича». Второй в Европе по значимости международный сбор театралов впервые для такой почетной миссии приглашает нашего соотечественника. Специально для «Ивана Денисовича» на заброшенном заводе в Вене строят декорации. Перекрашивают стены, возводят клетки. В столице Австрии харьковчане дадут четыре спектакля.
Затем труппа Жолдака спектаклями «Месяц в деревне» и «Один день… » будут открывать театрально-музыкальный фестиваль в Тампере. Летом харьковчанам предстоят большие гастроли в Вильнюсе и, возможно, в Москве. Кстати, главный режиссер «Современника» Галина Волчек пригласила Андрея Жолдака постановить спектакль в своем театре. Более того, Андрей рассчитывает, что Галина Борисовна согласится сыграть в нем главную роль. Правда, что это будет за пьеса, пока неизвестно.
И тем не менее Жолдак несчастен. Он считает себя изгоем в Украине. Говорит, что ему не хватает культурологического воздуха. «В Киев меня не зовут и, я понимаю, звать не будут, -- констатирует Андрей. -- Предлагают поработать в знаменитом Народном театре Берлина. Может быть, соглашусь… »
|
|
В ролях: 42 актера Харьковского драматического театра им. Т. Шевченко О спектакле: Вокруг постановки “Ромео…” был ажиотаж: во всех афишах рядом с названием спектакля стоял гриф “Заборонено цензурою”. Творение Шекспира в интерпретации Жолдака действительно запрещали показывать в тех городах Украины, куда приезжала жолдаковская труппа. В Харькове, где Жолдак до 2004 года был главным режиссером Харьковского театра им. Тараса Шевченко, роль цензора-запретителя выполнила директор этого театра Маргарита Сокоян. Однако причин запрета она не объясняет. В свое время именно запрет “Ромео и Джульетты” послужил причиной увольнения режиссера и его переезда в Германию. А единственный раз, когда “Ромео и Джульетту” увидели в Украине, это — на предпремьерном показе в Харькове. |
О режиссёре:
Андрий Жолдак родился в Киеве, в 1989 году окончил ГИТИС, где учился на курсе Анатолия Васильева.
С 2002 по 2005 год — художественный руководитель Харьковского драматического театра им. Т. Г. Шевченко, где поставил пять спектаклей:
- «Гамлет. Сны» (2002),
- «Один день Ивана Денисовича» (2003),
- «Месяц любви» (2003, по И.С. Тургеневу),
- «Гольдони. Венеция» (2005, по Карло Гольдони)
- «Ромео и Джульетта. Фрагмент» (2005, совместно с фестивалем Berliner Festspiele и агентством Culture-Europe).
В настоящее время живёт в Берлине, работает в европейских и российских театрах. Читал лекции и проводил театральные мастер-классы в Великобритании, Голландии, Испании, Финляндии, Франции, Японии.
Лауреат премии ЮНЕСКО за выдающиеся достижения в области театра (2004). Лауреат премии «Золотая Маска»: призы за лучший оперный спектакль и лучшую режиссуру в опере Андрию Жолдаку принёс спектакль «Евгений Онегин» (Михайловский театр, Санкт-Петербург, 2012). Лауреат премии THALIA за лучший спектакль, поставленный в Таллине в 2010 году («Анна Каренина»).
В числе наиболее значительных постановок Андрия Жолдака последних лет — спектакли:
- «По ту сторону занавеса» (Александринский театр, Санкт-Петербург, 2016),
- «Мадам Бовари» (Русская антреприза им. А. Миронова, Санкт-Петербург, 2013),
- «Вишнёвый сад» по А.П. Чехову (Городской театр Турку, 2012),
- «Дядя Ваня» по А. П. Чехову (театр Klockricke, Хельсинки, 2011),
- «Идиот» по Ф.М. Достоевскому (Театр Оберхаузен, Германия, 2011),
- «Москва-Петушки» по В.В. Ерофееву (театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург, 2010),
- «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Городской театр Турку, 2010),
- «Кармен. Исход» (Государственный Театр Наций, Москва, 2007),
- «Жизнь с идиотом» по В. Ерофееву (театр Radu Stanca, Сибиу, 2007),
- «Федра. Золотой Колос» (Государственный Театр Наций, Москва, 2006),
- «Медея в городе» по Еврипиду (театр Volksbuhne, Берлин, 2005).