Олесі Бацман
"Панас – син від мого першого кохання, однокласниці Лариси. Він живе в Києві, але йому змінили ім'я та прізвище. [Хто змінив?] Дружина моя перша, коли ми розлучилися. Вочевидь, я завдав такого удару", – сказав Жолдак.
Він розповів, що з матір'ю Панаса розлучився, коли тому було сім років, і відтоді вони з дитиною не спілкувалися.
Журналістка запитала, чому так сталося.
"Це довго пояснювати... – сказав режисер. – У наступний приїзд я хочу зі своїм старшим сином побачитися. Ми зустрінемося. Обов'язково. Хлопчику змінили ім'я, прізвище, розумієш? А я тоді був такий, дуже різкий, розумієш? Ідучи – іди, знаєш?"
Бацман заперечила, що стосунки батьків не мають впливати на їхні стосунки з дітьми.
"Це ти говориш з погляду підручника", – сказав Жолдак.
Журналістка запитала, чи стежить він за долею сина та чи знає, чим він займається.
"Розвідка моя працює, звісно. Дещо я знаю. Але нумо зараз не заглиблюватимемося в це питання. Я тобі й так сказав це першій", – відповів режисер.
Контекст:
Жолдак народився 1962 року в Києві. Походить із відомої театральної династії Тобілевичів-Тарковських. Він є праправнуком українського драматурга Івана Карпенка-Карого. Навчався в Київському державному інституті мистецтв імені Івана Карпенка-Карого та Державному інституті театрального мистецтва в Москві.
У 2002–2005 роках був художнім керівником та режисером Харківського драматичного театру імені Тараса Шевченка. Із театру пішов після конфлікту з керівництвом Харківської області, яке було проти постановки вистави "Ромео та Джульєтта".
Із 2005 року живе в Німеччині. Наразі ставить спектаклі в багатьох європейських театрах.
Жолдак є одним із найвідоміших українських театральних режисерів у світі. 2004 року режисер здобув премію ЮНЕСКО в галузі виконавського мистецтва.
Пару слов о вчерашнем мастер-классе Андрия Жолдака, имею некоторое отношение. Я очень хотела, чтобы Андрий наконец появился в Украине и напомнил о себе. Больше 10 лет о нем на родине не вспоминают. Ну есть такой наш известный режиссёр, который где-то ставит, о его очередной премьере можно узнать из новостей. Сухие новостные сводки, и на том спасибо. Ни одного предложения ни от одного украинского театра за все эти годы. С гастролями тоже не приезжает. Все сложно. Все настолько сложно, что в Финляндию интересно пригласить Жолдака для постановки «Вишневого сада», швейцарскому, немецкому, македонскому, черногорскому, шведскому театру - интересно, а нам - нет. Ибсена в венгерском театре Румынии интересно, чтоб Андрий поставил, «Синюю бороду» в лионской опере - очень и очень, в Киеве, Харькове, Львове, Днепре, Одессе - нет. Европейские критики целенаправленно приезжают на премьеры Жолдака, нет европейской страны, где бы он не ставил в последнее десятилетие, вернее, есть, Украина.
Я была на премьере его первого спектакля «Момент» по рассказам Владимира Винниченко. 1989 год, малая сцена театра Франко, у меня до сих пор хранится афиша. Я помню весь его украинский период довольно подробно и всю харьковскую историю, мне не отшибло память. Я никогда не забуду «Венецию. Гольдони», и своё потрясение, это был театр будущего и радость от мысли, что такой театр происходит у нас, здесь и сейчас.
Да, он не самый простой человек, он противоречив, тотален, его много, это вечный шторм, буря и натиск, театр пограничных состояний и насыщенное пространство смысла. Весь мир - театр - это про Жолдака, делающего театр из всего, каждую минуту. Вымотает все нервы, вынет душу и съест, и я никогда не пойму, как, имея такое сокровище, можно годами упорно делать вид, что Жолдака с Украиной связывает только место рождения.
Все годы, работая с очень разными европейскими коллективами, Андрий настаивает, что он украинский режиссёр, всех к этому приучил, и в Европе об украинском современном театре судят по Жолдаку. Так сложилось, что Украина в нынешний невероятно разнообразный театральный мир не очень интегрирована. Мягко говоря.
Андрий же не только ставит. Читает лекции, даёт мастер-классы, иногда это марафоны по семь-десять дней, с утра до ночи. Жолдак не только практик, но и теоретик. И как теоретик тоже востребован. Там, где нас нет.
«Странствующий украинский режиссёр», как прозвали его критики, - это, конечно, очень поэтично. Не хуже странствующего философа Сковороды. Или «писателя из Киева» Михаила Булгакова. Выходцев из Украины, которых разметало по планете как взрывом, более чем. У каждого свои причины. У Андрия - свои, но мир меняется. Это не он нас игнорирует, он готов вернуться и поработать, он открыт для предложений. Каждый раз, узнавая о его новой постановке и читая критику, кроме интереса, испытываю досаду - а у нас когда? Не знаю, кому задать этот вопрос, но у нас когда?
Короче, очень рада, что Андрий (он любит, чтоб его называли Андрий) приехал, высказался и зажег. Спасибо всем, благодаря кому эта встреча состоялась. Спасибо продюсеру Олегу Кохану, пригласившему Жолдака. Этим мастер-классом мы, помимо прочего, открывали театральную платформу творческого проекта SOTA CINEMA & THEATRE HUB. Спасибо всем, кто пришёл и принял участие. Отдельная благодарность нашим великим - Аде Роговцевой, Наталье Сумской, Роману Балаяну, Анатолию Хостикоеву. Выступление Анатолия Георгиевича, вспоминавшего свой опыт работы с Жолдаком, в том числе спектакли несостоявшиеся, - тоже театр. Подлинный, замечательный, очень украинский. Чистая радость. Спасибо. Мы будем продолжать