yabl.ua
Автор: Богдан Панкрухін
Что и говорить: эта творческая пара так всколыхнула театральный мир в конце прошлой недели, что и друзья, и враги затаили дыхание - Стас Жирков и Тамара Трунова объединили усилия и вместе возглавили Театр на левом берегу Днепра.
Итак, как два разных режиссера видят свою совместную работу, намечаются ли трансформации в вверенном им театре, что случится, напротив, с «Золотыми воротами» (есть ли там преемник Стаса?) и для чего нужно быть полным дебилом - тандем разложил все по полочкам эксклюзивно для Yabl.
Стас:
Ну что, мы можем начинать! Только без скандалов, я тебя прошу, а то YABL знаю!
Как провели вечер пятницы 18 января (день, когда объявили победителей)? Праздновали?
Стас:
Мы не праздновали, мы все волновались. Нас было энное количество людей. Мы просто поужинали. Я бы не назвал это празднованием. Ну потому, что мы же оба осознаем степень ответственности. Поэтому мыслей вроде «Эй, все, пошли гульбенить!» ни у меня, ни у Томы, думаю, даже близко в голове не было!
Невольно рождается ассоциация с Кириллом Серебренниковым, когда он стал художественным руководителем театра им. Гоголя, и сделал из него один из лучших театров города, полностью все в нем поменяв. Какие изменения ждут театр в данном случае?
Тамара:
Боюсь разочаровать ожидания по поводу предполагаемых реформ. Я в этом театре 13 лет, и, по сути, пришла в него благодаря Эдуарду Марковичу. Если бы не он, то я бы в театре не оказалась вообще. Его видение и понимание театра для меня очень важны, принципиально. Да и мы со Стасом решились на это объединение не только из-за того, что питаем нежные чувства друг к другу, а прежде всего потому, что мы говорим об одном и том же, когда мы говорим о развитии театра. И это скорее не реформация, а спокойная, взвешенная и разумная трансформация, поддержание всего лучшего, что было сделано Эдуардом Марковичем, сохранение этих традиций и их дальнейшее развитие.
Стас:
Ну и тут еще, понимаешь, вопрос о Серебренникове тоже немного некорректен. Театр на левом берегу, несмотря на все моменты, которые, быть может, могли возникать в последний период, это все еще театр с именем и сильной труппой! Это место, в котором работали три маститых режиссера разных поколений, условно говоря. Опять же, если сравнивать с «Золотыми Воротами», где ничего не было и нам пришлось строить все с нуля, то здесь совсем другая ситуация. Здесь, наоборот, нам нужно сохранить и продолжить все самое лучшее, что было, сохранить актеров, потому что за последнее время из театра ушли очень серьезные и сильные личности, особенно, если взять мужскую часть. В данной ситуации важно действовать крайне осторожно, в то же время предлагая всей команде и актерам какие-то интересные шаги. Я уверен, этот театр не просто способен, он заслуживает очень классных проектов. И когда мы с Тамарой встретились, то поняли, что наши идеи, быть может, с разных сторон, но смотрят в одну и ту же сторону в итоге. Тут нужно действовать слажено и аккуратно.
Часть актеров рады такому раскладу вещей, а часть настроена враждебно в связи с назначением Стаса. Как вы планируете урегулировать этот момент?
Тамара:
К счастью, вся эта враждебность в большинстве случаев необоснованная, из-за распространения неправдивой информации. Все решит время и наш позитивный и созидательный настрой. Команда – это не только мы со Стасом, команда – это наш театр. Так что тут вопрос времени, вопрос взаимного терпения, принятия, доверия и все будет хорошо!
Стас:
Это первое. Еще могу добавить, что чаще всего любой момент негатива разбивается тогда, когда начинается реальная работа. Я же не Карабас-Барабас! Ты же знаком с артистами театра, где я работал раньше. Никто из них ничего плохого не может сказать в мою сторону.
Как мне кажется, вся эта предвзятость к вам родилась из-за постов в Facebook. Все чаще всего рефлексируют именно из-за них. Для многих сложился стереотип, что Стас Жирков – это тот, кто со всеми ругается в соцсетях.
Тамара:
Facebook – это прежде всего инструмент. Для Стаса в случае с «Золотыми воротами» это был путь работы со зрителем. Он принял решение использовать его так. Только театр – это уже не инструмент, а смысл всего. И мы оба это прекрасно понимаем.
Стас:
Тут важно еще понимать, что линия «Золотых ворот» – это линия только «Золотых ворот». Не будем забывать, что этот театр в самом центре Киева, рядом с ним находится еще, как минимум, пять других театров. Это конкуренция, и это подвал, в который не каждый зритель захочет спускаться, заплатив 400 грн за входной билет. Но мы сделали так, чтобы не просто захотели - у нас аншлаги, у нас пресса, у нас пристальное внимание.
Стас:
Правильно, это особое направление в работе со зрителем! Только Театр на левом берегу – это уже театр на левом берегу со своей историей, со своими традициями и с абсолютно другим направлением. Я по части своей деятельности являюсь еще и пиарщиком, и прекрасно понимаю: к каждому проекту, к каждому организму нужно подходить со своей концепцией. Мы с Тамарой уже при первой встрече обговорили, что это абсолютно другой формат, важно понимать!
Оценивая со стороны ваши спектакли, скажу, что у вас все-таки разные стили и направления. Как вы собираетесь совместно выстраивать работу? Не будет ли конфликтов на этой почве?
Стас:
Смотри, мой принцип - никогда не вмешиваться в режиссуру и в дела режиссера, который работает. Я не имею права другому мастеру диктовать, что происходит в его спектакле. С Тамарой мы рядом прошли весь путь. Мы начинали по сути в один год… Да, я так говорю конечно, будто бы нам уже 55 лет (смеется).
И наша команда – это не только мы, а еще и люди, которые к нам будут присоединяться. Мы сейчас со многими ведем переговоры. С Павлом Арье, например. Он один из лучших современных драматургов Украины.
А что в таком случае будет с нынешним репертуаром театра?
Стас:
Насчет спектаклей Эдуарда Марковича, тут мы сошлись с Тамарой сразу. Это есть и в моей программе и в ее: мы сделаем отдельную графу в репертуаре со спектаклями Митницкого. По поводу всех остальных постановок, то тут нужно оценивать ситуацию, исходя из очень многих фактов: продажи, заинтересованность фестивалей, потенциал гастролей, да и заинтересованность актеров, которые играют в этих спектаклях. Мы же тоже не должны забывать об этом. Может быть есть спектакли, где артисты уже сами подойдут ко мне и попросят: «Пожалуйста, можно мы больше не будем это играть!?» Нет такого, что мы сейчас сядем с Тамарой и спектаклей 25 уберем сразу. Многие еще боятся, что сейчас придет Жирков и уберет работы Богомазова первым делом, я такое слышал.
А это не так?
Конечно нет, для этого нужно быть полным дебилом! Во-первых, при всех человеческих факторах, я прекрасно понимаю, что Богомазов - один из сильнейших театральных режиссеров Украины, и он делает крутые вещи. Во-вторых, его спектакли зарабатывают для театра хорошие деньги на продаже билетов! Я надеюсь, что они и дальше будут приносить прибыль.
Кстати, очень даже не факт, что свой первый спектакль в театре я поставлю в этом сезоне. Точно так же было в «Золотых воротах», те же «Сталкеры» появились только под конец сезона. Это совершенно адекватная ситуация, ибо нужно вначале войти в процесс и все оценить.
А в планах есть привозить режиссеров из других стран?
Стас:
Да, есть. Если все получится, то в следующем сезоне мы бы хотели видеть двух зарубежных режиссеров – это француз Жуль Одри, который ставил в «Золотых воротах» «Сьогодні вечері не буде», и Евгений Корняг – очень крутой белорусский режиссер, наверное, один из лучших на постсоветском пространстве.
От творчества к формальным вопросам: почему Стас Жирков и Тамара Трунова, а не наоборот? Почему именно вы, Тамара, сняли кандидатуру?
Тамара:
Для меня это адекватная ситуация. Я признаю за Стасом тот опыт, который есть у него и нет у меня. Для театра это единственное правильное решение, которое можно было принять. Для меня лично – это возможность получить тот опыт, которого у меня пока нет. Ну и вместе мы сильнее. Интересно и разумно объединяться силами.
Соболезновать не придется!
Я слышал, что многие в театре такой ход с вашей стороны восприняли как предательство театра и лично Эдуарда Марковича.
Тамара:
К счастью, не многие. Наши отношения с Эдуардом Марковичем предать невозможно. Тут можно лишь сплетничать. Правду знаю только я. Мы не раз говорили с Эдуардом Марковичем о Стасе и, поверьте мне, Эдуард Маркович не считал Жиркова таким демоническим персонажем, как сейчас многие говорят, с какой-то явно своей целью. А все мои решения продуманы миллион раз, и я в них не сомневаюсь. Еще самое забавное, когда находятся люди, которые в день конкурса мне в личку пишут поздравления, а вечером, перед спектаклем, они же подходят к артистам и говорят: «Примите наши соболезнования». Соболезновать им не придется, увидите! В театре очень много людей, которые понимают, что мы как раз и будем продолжать «дело Митницкого» - умный, смелый и современный театр.
Стас:
Еще самый большой вопрос, что люди привыкли ругаться, делить, дерибанить, но они абсолютно не готовы к возможности объединяться и что-то делать вместе. Тут я уверен практически на тысячу процентов, многие от этого конкурса ждали, что мы с Тамарой поругаемся, погрыземся, а нет, мы друг к другу хорошо относимся. Я хочу, чтоб мы добились определенного успеха. Мы сейчас не просто молодые режиссеры, мы сейчас, позволю себе так сказать, основные режиссеры – наше поколение, в смысле: я, Тамара, Влада Белозоренко, Максим Голенко, Игорь Матиев. Я буду делать все, чтобы так и продолжалось, а кому-то что-то нравится или нет, ну, это жизнь. Мне вот много чего не по душе в нашей стране, но я же как-то нахожу в себе силы не уехать, хотя вариантов много. Я тоже прекрасно осознаю весь риск ситуации. Давайте просто сделаем что-то, а не будем рассуждать о том, как могло бы быть и с кем.
Планируется ли переименования театра?
Тамара:
Мы говорили со Стасом, и было бы правильно, если бы театр носил имя Эдуарда Марковича. Тут только вопрос в том, что это длительный процесс и нужно с этим начать разбираться. Но я думаю, что для всего Киева и для всей Украины – это и так театр Митницкого, всегда им будет. А мы сделаем все, чтобы театр носил имя своего создателя официально.
Стас:
Понимаешь, мы бы сейчас могли начать махать шашкой с обещаниями, что завтра это сделаем, но мы знакомы с реалиями нашей страны. Мы попытаемся это сделать, а как оно получится… Тут не все зависит от нас, к сожалению.
Какова дальнейшая судьба Алексея Лисовца?
Стас:
Для меня вообще загадка такие вопросы. Алексей Иванович - один из самых крутых режиссеров старшего поколения. Не мне решать, будет ли он оставаться в этом театре или нет. Наоборот, для нас будет честью, если он продолжит с нами работать. Другое дело, что мне лично хочется ему сказать, что он крутой, что мы ждем от него классных работ, неограниченных ничем. Вот его месту точно ничто не угрожает!
Это очень сильная труппа
Есть актеры на Левом, с которыми уже хочется работать?
Стас:
Ой, да там много сильных, как молодых, так и маститых уже. Анатолий Ященко прекрасен, Саша Пискунов, Ксюша Жданова, Леся Жураковская, Леся Самаева, Владимир Горянский, Михаил Кукуюк, Акмал Гурезов, Андрей Исаенко. Долго можно перечислять их всех. Еще раз повторю - это очень сильная труппа. Я это осознаю.
Что ждет «Золотые ворота»? Есть «наследник»?
Стас:
Понимаешь, если у меня спросить, то, конечно, есть человек, которому я мог бы и хотел бы доверить «Золотые ворота», но я не имею право об этом говорить - это будет нечестно по отношению к другим условным конкурсантам. А так театр будет продолжать работать. Мы набрали очень хороший оборот. Я думаю, там все будет отлично. В любом случае, туда попадёт человек, который будет продолжать гнуть ту же линию, однозначно. Потому что надо быть очень глупым, чтоб прийти в этот театр и поставить там, к примеру, «В джазе только девушки».