"Зеркало недели" № 46
Ольга Кизлова
Знаменитая опера Генри Пёрселла "Dido and Aeneas" (написанная в конце XVII века) — одна из самых привлекательных, известных партитур той поры: необыкновенно красивая, выразительная, зрелая для своего времени, богато аранжированная музыка эпохи раннего английского барокко.
Опера не содержит повсеместно принятых в то время разговорных диалогов и от начала до конца поется. Она популярна во всем мире, возможно, в силу того, что написана простым музыкальным языком, поскольку предназначалась автором для постановки школьным театром.
Команда OPEN OPERA UKRAINE, возникшая два года назад, позиционирует себя "независимым проектом, формирующим новую культуру потребления музыкального интеллектуального продукта через осуществление современных оперных постановок, развитие аудитории и профессионализацию молодых талантов". И в самом деле, взявшись за партитуру Пёрселла, участники проекта попытались внести свежую струю в украинский музыкальный театр, осуществить историческую инсценировку партитуры барочного периода, используя соответствующую манеру пения и аутентичные инструменты (т.н. historically informed performance, НIР). Молодые энтузиасты стремились сделать динамичнее, оживить сценическое решение традиционно статичных постановок большинства отечественных оперных трупп, да и редкие концертные исполнения как известных, так и менее исполняемых у нас опер.
Нынешней осенью партитуру британского классика (английское либретто Наума Тейта по четвертой книге поэмы Вергилия "Энеида") возобновили, показали в Одессе, Харькове и Днепре и завершили показ на сцене достаточно экзотической. В столице это был третий показ: год назад оперу демонстрировали в "Мистецьком Арсенале", летом повторили на ВДНХ, а 26 ноября слушатели побывали в крытом помещении на Олимпийском стадионе. Оригинально и в некотором смысле забавно…
Поставила оперу режиссер Тамара Трунова — человек не консервативный и мыслящий свежо. Смотреть и слушать интересно, с начала и до конца (а учитывая, что опера идет менее часа — вдвойне). Молодые артисты старались не только петь, но и выразить характеры героев, вжиться, сродниться, проникнуться внутренним миром персонажей. Старания воспринимались убедительно. Авторы постановки стремились максимально оживить, очеловечить, приблизить героев прошлого, с их чувствами, радостями, горестями, коварством, обманом, страданиями и любовью. Работа режиссера достойна всяческих похвал и вызывает безусловное уважение.
Теперь о музыке. Ни для кого не секрет, что она в опере — главный компонент. Не костюмы, не декорации и даже не актерское мастерство (хотя последнее в театре — обязательная и одна из решающих составляющих успеха и зрительского интереса). Постановщики декларируют: "барочная опера на украинском кону —само по себе уже эксклюзив, "Дидона и Эней" Г. Пёрселла в нашей стране известна только в двух концертных исполнениях".
Согласна, всякая нетрафаретная опера — это уже интересно для поклонников жанра. В зале Олимпийского комплекса наиболее понравился маленький оркестр из 17 участников, максимально приблизившийся к барочному стилю. Шесть скрипок, два альта, виолончель, контрабас играли специальными барочными смычками на жильных струнах, как во времена Пёрселла. Плюс барочная и ренессансная гитары, 14-струнная теорба (большая басовая лютня с длинным грифом), две продольные флейты — сопрановая и альтовая, два клавесина и несколько барочных ударных — большой барабан, тамбурин и бубен.
Звучал оркестр прелестно — свежо, слаженно, тонко следуя нюансировке, в общем, доставил большое удовольствие экзотическим старинным звучанием (дирижер и скрипач — гость из Австрии Илья Король). Вашей покорной слуге есть с чем сравнить: слушала две барочные оперы в Гамбурге — "Возвращение Улисса на родину" Клаудио Монтеверди и "Альцину" Г.Ф.Генделя во всей красе аутентичного исторического исполнения. Но наши инструменталисты ни в чем не уступили.
Авторский инструментальный Пролог Пёрселла был давно утерян, посему замечательно-занятно и свежо прозвучал оркестр в двух заменивших увертюру вступительных пьесах — Сюите и Чаконе. Опера, созданная композитором в трех актах, шла в одних "футуристических" декорациях-конструкциях, без антрактов, публике не требовался отдых после 15–20 минут каждого действия, такое целостное исполнение стало традицией. События условно происходили в трех местах: во дворце царицы Карфагена, в пещере Колдуньи (во время прогулки главных героев в лесу на охоте) и в порту, где Эней под влиянием ложной "воли богов" решает оставить Дидону, что приводит к их мучительному расставанию и смерти царицы от сильнейших любовных страданий.
Вокальная (главная, конечно же) составляющая оперы хороша с точки зрения голосов, нефорсированного звука, техники солистов. Однако "барочной" ее назвать нельзя. Стартовая ария Белинды (Марьяна Боднар) обнадежила — певица спела ее в барочной технике, с голосовыми вибрациями и красивыми фиоритурами.
Дальше этого дело не пошло. Возможно, участники постановки не согласятся со мной, поскольку пытались применять барочную манеру пения, но ощущения настоящей "барочности" пока не возникло.
Честно говоря, я бы тоже, наверное, оставалась в неведенье, не послушав в Гамбурге "Альцину". Там было три по-настоящему генделевских солиста: контратенор Франко Фаджоли (Руджеро), итальянское контральто Соня Прина (Брадаманта) и сопрано Юлия Лежнева (Моргана).
Барочное пение предполагает бесконечные вибрации, фиоритуры, колоратурные пассажи и свободные каденции.
Аутентичное исполнение музыки барокко имеет, как ни удивительно, немало общего с современной импровизационной музыкой.
Интерпретация старинного нотного оригинала понимается как живое "пересочинение" музыки. Это особенные методы прочтения нотного текста, навык "на ходу" расшифровывать цифрованный бас (с этим в нынешней постановке было все нормально, его исполняли клавесины, теорба, виолончель и контрабас).
Многое из того, что должен вносить аутентист, в оригинальных нотах зачастую не содержится, исполнитель сам интерпретирует вокальную и инструментальную орнаментику, динамические нюансы, темпы, штрихи, возникающую альтерацию и т.п. Не могу сказать, что с этим было все в порядке.
Повторюсь, пели хорошо, крепко, отлично вошли в образы, были вполне убедительны и разнообразны в переключении настроений и чувств.
Дидона — сопрано Инна Гусева — распелась по ходу спектакля и отлично "проплакала" знаменитую финальную арию своей героини.
Эней — красавец и спортсмен, солист Национального театра оперетты баритон Евгений Прудник — оказался на месте в роли античного героя и не раз продемонстрировал свою прекрасную физическую форму.
Вторая служанка — Инна Калугина и две ведьмы: сопрано Елена Нагорная и альт Татьяна Яшвили — тоже старались удивить "лица необщим выраженьем", и вполне с этим справились.
В роли Колдуньи привлек прекрасный характерный бас Игорь Воронка — с крупными чертами лица, высокий и выразительный. Ярко воспринималась фальшивая, коварная и хитрая "подруга" царицы сопрано Марьяна Боднар. Короткая, нетипичная для этой оперы-сериа веселенькая ария моряка (тенор Орест Орищук) и контратенор Александр Лось (Дух Меркурия) разнообразили несколько затянувшийся своей ламентозностью последний акт.
Понравилось звучание и пластичное решение маленького хора (9 женщин и 5 мужчин, их готовила хормейстер и коучер вокала Наталья Хмилевская).
Со вкусом разработано оформление сцены и костюмы художниками Максимом Кунцом и Кристиной Корабельник.
Нельзя не заметить, что дикция, независимо от того, на современном или "староанглийском" наречии, как акцентируют организаторы, пели артисты, оставляла желать лучшего. Хорошо "выговаривали" партии Воронка и Прудник.
"И — главное: в формате фактически частной антрепризы (солисты, хор, музыканты собраны отовсюду, и не только из Украины) создано полноценное театральное зрелище элитарного толка (то есть — не для "кассы"), которое может дать фору стационарным театрам оперы и балета по современности подходов к музыкальной классике в сочетании с элементами исторической реконструкции ее звучания".
Соглашаюсь: зрелище полноценное. Удалось ли справиться с "элементами исторической реконструкции звучания музыкальной классики" — вопрос открытый. И, возможно, в наше время не обязательно козырять "элитарностью". Везде в мире стационарные театры повсеместно ставят барочные оперы, как в традиционных, так и в современных сценических интерпретациях: и залы там полны.
На волне барокко: опера «Дидона и Эней» 330 лет спустя
Текст Кати Теллер
Театральный режиссер Тамара Трунова не скрывает, что давно восхищается оперным искусством, но на создание полноценного музыкально-драматического спектакля решилась лишь в 2016 году.
Ее дебютной работой стала буффонная «Служанка-госпожа» Джованни Перголези в Национальной опере, за ней последовала постановка «Под синим небом» в киевском Театре оперетты. За спектакль по пьесе Дэвида Элдриджа, в котором три пары молодых учителей пьют и обсуждают секс и отношения, режиссер получила премию British Council. В ноябре в «Мыстецком Арсенале» состоялась премьера новой оперы в постановке Тамары Труновой и дирижера Назара Кожухаря – «Дидона и Эней» Генри Перселла, для которой характерен не только современный пластический язык, но и вольная трактовка образов.
Зачем сегодняшнему зрителю английская опера XVII века? Во-первых, это интеллектуальный продукт, который понравится ценителям – команда Open Opera старалась максимально точно воссоздать барочную эстетику: пригласила музыкантов с редкими инструментами из разных городов Украины, России, Польши и Германии, организовала для вокалистов занятия с филологом английского и знаменитой певицей Эммой Киркби. Поставить адекватную барочную оперу, которая сегодня так популярна в Европе, – непростой, трудоемкий процесс, что объясняет почему их почти нет в Украине. Во-вторых, либретто Наума Тейта, основанное на поэме Вергилия, затрагивает темы, которые никогда не утратят свою актуальность – роковую страсть, борьбу любви и долга, доброго и злого в человеке. «Дидона и Эней» считается первой «настоящей» и одной из лучших британских опер, динамичной, легкой для восприятия, понятной и профессионалу, и любителю.
Площадка «Мыстецкого Арсенала» отличается от стандартного концертного зала – это помещение без стен, где нет кулис и исполнителям приходится все время быть на виду. Для работы Перселла, однако, оно подходит больше, чем Национальная опера – барочные произведения априори звучат тише и рассчитаны на более близкий контакт со зрителем. Действие происходит на обычном помосте, окруженном музыкантами с копиями редких ударных, духовых и жильных инструментов. Сцену замыкают деревянные балки – символ троянских кораблей, у которых нервно извивается Дидона и демонстрирует свой голый торс Эней. Особое значение приобретает синий – основной цвет костюмов и освещения, который создает мистическую атмосферу и становится символическим, почти как «Синий бархат» Линча.
Карфагенская царица Дидона влюбляется в героя Троянской войны Энея. Народ ликует и прочит им светлое будущее, но Ведьма, которая не терпит чужого счастья, хитростью разлучает пару. Она является Энею в образе Гефеста и передает лживое послание богов, убеждая плыть назад к берегам Трои, чтобы восстановить ее величие. Эней без раздумий соглашается, что разбивает Дидоне сердце и заканчивается фатальной трагедией. Режиссер не воспринимает своих героев в образе застывших живых скульптур и во время репетиций работала с вокалистами как с обычными актерами. В первую очередь, она продумала психологию и мотивы каждого персонажа. Эней, роль которого исполнил чемпион по армрестлингу Евгений Прудник, олицетворяет классического сильного мачо. Царица (Инна Гусева) отчаянно жаждет любви, буквально живет ею, и ждет того же от избранника, но Эней мечтает о подвигах и Карфаген становится лишь временной остановкой на его пути.
Во времена Перселла женщины уже могли играть в театре, но только не демонические, негативные образы. В XVII веке Ведьму изображали гротескным, асексуальным персонажем, которого зрители не боялись, а скорее высмеивали. Следуя традиции, роль Ведьмы в постановке Open Opera сыграл мужественный обладатель баса Игорь Воронка. Одним из действующих лиц также становится хор, комментирующий происходящее в духе античности. Что интересно, он поочередно принимает сторону добра и зла – это безликая толпа, образ общества, не имеющего собственных убеждений. Его режиссер осуждает так же, как и Вторую даму (Юлия Засимова) – благородную героиню, которая все время хочет помочь Дидоне, но оказывается слишком мягкой и деликатной, а значит – бесполезной.
Примечательно, что главной героиней Трунова делает не Дидону, а Белинду (Татьяна Журавель) – подругу царицы, которая превращается в основную движущую силу спектакля: именно она подталкивает Дидону к любовному союзу и призывает Ведьму. Она физически выражает то, чего нет в тексте: театрально кривляется, подчеркивая свою двуликость, то льнет к царице с нежностью, то бросает ее в руки темных сил с нескрываемым отвращением. Это эмоциональная и страстная натура, которая склоняется к злу от скуки. Царица умирает от недостатка любви в ближайшем окружении и это касается не только Энея. Герои Вергилия универсальны и дают пространство для авторских интерпретаций, которые в данном случае гармонично сочетаются с задумкой композитора. Проект Open Opera – классическая притча, а не мелодрама, рассказанная простым и ярким визуальным языком. Он не только воспроизводит музыкальные традиции XVII века, но и, с помощью режиссерской трактовки Тамары Труновой, дарит им новую жизнь.