Саша Кабачок
Спектакль “Девушка с медвежонком, или несовершеннолетняя...” стал дебютным на сцене “Театра на Подоле” для режиссера Стаса Жиркова и вызвал неоднозначные эмоции.
Пьеса “Девушка с медвежонком, или несовершеннолетняя...” является инсценировкой Павла Арье по роману украинского писателя Виктора Домонтовича, написанного в 1928-м году. История о том, как советский функционер Тихменев приглашает временно безработного Ипполита Николаевича Варецкого стать репетитором для двух дочерей – 18-летней Лесе и 16-летней Зине. Если Леся девушка порядочная, то Зина полная противоположность старшей сестре. Девчушка постоянно ставит своего преподавателя в неловкое положение своими каверзными вопросами, а затем соблазняет Варецкого, но на предложение выйти замуж отвечает отказом, что в итоге приводит ее на улицы “темного Берлина”.
Идейное содержание
Зная содержание романа, зритель может представить классическую зарисовку: декорации и костюмы, которые переносят в 20-е года прошлого века, полное соответствие сюжету романа и поведению персонажей, в точности описанное в литературном произведении. Но режиссер-постановщик Стас Жирков не позволил спектаклю превратиться в унылый пересказ литературы на сцене, после антракта которого хочется скорее покинуть театр и никогда не возвращаться. Вместо этого, Жирков перевернул все с ног на голову, начиная от внешнего вида персонажей, заканчивая музыкальным оформлением.
С первой минуты публику потрясает внешний вид актеров. На сцене будто персонажи из “семейки Адамс” с выбеленными лицами, но в более-менее соответствующих эпохе костюмах. Лишь Катерина Вайвала, которая играет Зину, выделяется среди всех своим ярким сексуальным образом, напоминающим фанатку, которая до сих пор под впечатлением от персонажа Харли Квинн из фильма “Отряд Самоубийц”. Но больше вопросов возникает при виде старшей сестры Леси, так как она в одеянии беременной невесты (возможно данный выбор костюма символизирует готовность девушки к замужеству и детям,– прим. ред.).
Затем на сцене творится что-то невероятное, что вызывает у зрителей недоумение и одновременно восторг. Под битбокс Екатерины Шенфельд, которая играет Лесю, зарождается повествование. С этого момента начинается спектакль, а точнее целое шоу, насыщенное иронией.
Актеры
Вячеслав Довженко в образе Варецкого кажется сумасшедшим из-за его резких неуклюжих действий, будто тело ему неподвластно. Катерина Вайвала органично вжилась в возраст подростка Зины, которая пересмотрела ролики под названием “10 способов соблазнить мужчину”. Алла Сергийко полностью отыгрывает жену чиновника. Екатерина Рубашкина как никто другой вжилась в образ учительницы и любовницы Ипполита Николаевича. Колоритный Максим Максимюк играет сразу нескольких персонажей – буржуя Тихменева, дворника, которому Зина отдалась из-за попыток управлять судьбой девушки со стороны семьи, а также ключевого персонажа всей истории – медвежонка. Огромная плюшевая голова медведя, надетая на Максимюка, смотрится несколько пугающе, особенно когда тот начинает говорить не своим голосом с помощью звуковых эффектов.
Отношение к всему происходящему ярче всего описывает сцена, в которой Зина и Леся, подобно сленгу современной молодежи, описывают действия Ипполита Николаевича. Девушки словно по ту сторону сцены обсуждают Варецкого, высмеивая его поступки.
Соотношение постановки и романа
“Время. А разве время имеет значение? Эта история произошла тогда, но могла произойти сегодня” – гласит фраза в начале спектакля. Действительно, роман актуален и сегодня. Стас Жирков сделал все возможное, чтобы литературное произведение Домонтовича обрело новые краски, но не смотря на неординарную постановку, роман не потерял свою суть – показать другую женщину и то, какой бывает любовь.
Как и ожидалось, зрители выходят из зала совершенно с разными впечатлениями. Одни восхищенно обсуждают современную постановку и смелые решения режиссера, консерваторы шокированы тем, что им пришлось смотреть 2 часа, а другие в замешательстве стоят в очередь за верхней одеждой и недоумевают, что произошло, так как даже не читали описание. В любом случае никто не остался равнодушным, что можно считать успехом.