Алена Карась
1. Что такое для вас театр? Для чего он?
театр цветок времени
плод которого горечь познания
а наш светлый идущий из самых глубин нашего сердца смех
и беспричинные слезы
которые существуют только в театре
говорят Сотворившему
нас что не все еще потеряно
и может и не напрасно он нас создал
Homo ludens
человек играющий
предшествует человеку думающему
человек подражающий Богу
Божественный ребенок
в театре бессмертен
он умирая в конце спектакля выходит на поклон
и в это время в сердце его и зрителя звучит формула
великая формула бытия человека «и я один
из тех, кто вынимает сети, когда идет Бессмертье
косяком»
«я вызову любое из столетий»
ибо театр бытие «феномена человека» в «божественной среде»
театр был есть и будет «последним прибежищем человека»
ПРЕД и ПРА религией
золотой сферой мгновения
мыльной сферой
и шаровой молнией одновременно
это сама жизнь
великая игра
ребенка по имени Бог
2. Как изменился ваш взгляд на театр за последнее десятилетие?
Для меня, это личное, но с моей одинокой колокольни, единого, стройного тоталитарного театра больше нет. Возможно, это покажется странным, но, как это ни странно, это время великих идей.
Великие же памятники этим идеям, или театр, в традиционном смысле, как культура возродится позже. Сейчас накапливаются семена. Таков закон: распятия, катакомбы, потом храмы, крестовые походы, ересь… Все как всегда. Умирают не религии… А церкви. Не Библия, Коран, Лотосовая сут ра Упанишады, «записки из грушевого сада»… а избранные кем-то для кого-то фрагменты из них или орудия интеллектуального и духовного рабства.
Относительно же театральной ситуации в славянском мире…
Те, кто полноценно работает последнее десятилетие… Кому повезло. Это ведь всегда борьба… У них хватило запаса прочности судьбы… на свое счастье они оказались не слишком романтичны… Вернее, оказались, как иногда говорят, хитрее и умнее. Кто-то как Гергиев, Полунин, Сокуров действительно!!! Восхищаюсь. Я говорю о приблизительно моем поколении. Об остальных говорить не хочу и не вправе. Единственно, что могу сказать о тех, кто пришел на смену моему поколению, это то, что среди них есть люди которые придут к бунту против самих же себя. Может, их дети. Да пошлет им Бог удачу в этом бунте. Впрочем, так было всегда и будет.
Театр ведь сельское хозяйство.
Выращивание цветов времени духа человеческого
Изменение
Да есть
Меня интересует «театр как обсерватория»
3. Что угрожает театру сегодня?
То же, что угрожает и человечеству! Неизбежность войн цивилизаций, вернее, мертвых церквей. Помните послания к церквам в «Откровении Иоанна»…
К тому же, наверное, когда так спрашивают, то в этот момент говорят о театре в неком национальном или языковом смысле. Ибо нация это язык. Умирает язык. Умирает корень великого древа Бытия человеческого: особая «музыка сфер», связь с прошлым, с истинной информацией, не всегда осознаваемой нами, хранящейся в слове.
Умирает театр, значит, умирает Слово во всей своей полноте: как музыка и как сокрытый в Слове Закон Творения.
Ибо вначале Слово.
Так было, есть и будет.
Ибо и мы слова Бытия
Сотворенные из слова Божьего.
4. Что такое для вас «живой театр»?
…«живой театр»…
Я бы, наверное, для начала ответил на вопрос, что такое «авангард». С моей колокольни шута: авангард это то, что сложнее всего сделать в этот, данный, конкретный культурный момент. Это некий эвристический Путь выхода из тупика неосознанного творчества и возврат к истоку или осознанности творчества, то есть возврат к творчеству как способу познания мира, а не самовыражение в нем.
Исток же это, с одной стороны, нечто единое, с другой же стороны, это пространственно-временная структура: источник, скажем так, триедин. Ибо «Дух Святый» должен исходить от Отца… Сына… и самого себя, как и Сын должен быть Отцом… Сыном… и Духом Святым… как Отец Сыном и Духом Святым.
Река перестает быть рекой, а становится болотом, когда теряет скорость, глубину, перепад высот от источника высоко в горах: идеи до, скажем так, особого бытия не бытия или моря… между ними реальная жизнь или ее течение.
Так вот авангард сейчас это так называемый реалистический театр. На примере живописи это не изыски с кубиками, кружками и ромбиками, а живопись: колорит, цвет, реалистическая форма, не только в фотографическом примитивном смысле, но и в нем тоже, ибо Авангард возврат к полноте.
«сделай как Леонардо»
как сказал однажды Васильев
или как Эфрос на первой своей лекции нам «драматург Шекспир, Чехов, а играть нужно как Егуди Менухин»
Можно продолжить… Но список будет не столь большим, как нам кажется, и не столь маленьким, как нам бы хотелось.
Искусство это Возвращение.
Всегда Возвращение
Возвращение во Время ОНО
В миф
К «не я»
то есть к истинному самому себе
Это как путь Малевича от «Герострата живописи» к живописи: глубокой, реалистической, настоящей.
И этот реализм Малевича не столько следствие эпохи, сколько закономерный путь великого художника. Ибо начало его творческого пути, или век торжества цвета и колорита, слишком поглотил остальные компоненты живописи: композицию, символ, орнамент, и он начал сначала. Сжег лес и начал заниматься осознанным земледелием. Вполне Каинский цивилизованный поступок. Но это касалось его времени и лично его. Те же кто рисует грязные кубики сегодня и думают что они авангардисты.
Авангард это некое зависание над бездной прежде всего своего сознания… Шаг в неведомое… Бросание собственной жизни в этот холод неба звездного неба внутри нас и нравственного закона вне нас… Я не ошибся в цитировании императива… для художника он звучит именно так.
Так вот в глобальном смысле это всегда путь к божественной полноте мира.
Кошка ложится на плохие места для человека не потому что ей они очень нравятся…
Просто она не любит дисгармонии… она сохраняет жизнь… жизнь и мир как целое это ее вклад в жизнь дома.
5. В диалоге с кем вы находитесь последнее пятилетие?
Если понимать диалог как выяснение отношений, то с собой.
Если не понимать диалог как выяснение отношений, то с Библией и Достоевским и великим, последним великим представителем так называемого реалистического направления в театре в чистом его виде Владимиром Николаевичем Оглоблиным — действительно великим театральным духовным старцем. Общение с Борисом Юханановым, каждая встреча с которым для меня причастие.
6. Что было особенно важно для вас в последние годы (т. е. в первые годы ХХI века)?
Мои ученики. Я хотел бы, чтобы они называли себя моими учениками.
По крайней мере, к нескольким превзошедшим меня во многом, а ученик именно тогда, когда он превосходит учителя, и тогда учитель становится учеником, и мне посчастливилось им стать.
7. Ваши сильные театральные впечатления за это время?
Не хотелось бы повторяться, но общение с великим театральным старцем Оглоблиным.
Великий подвиг Петра Наумовича.
Работы моих учеников Троицкого, Янковского, Ковалевича.
Семинар «Тора и Театр» в декабре прошлого года, организованный еврейским центром и Борисом Юханановым.
Спектакли Андрия Жолдака. Сожалею, что не дождусь, что он назовет меня своим учеником, но мне бы хотелось стать его, то есть превзойти.
Театр Аттилы Виднянского.
Марталер.
«Фауст» Юхананова, уничтоженный критиками. Правда, воспетый ими же по фрагментикам, как бисер, не буду говорить где — действительно образец нового.
Аль Пачино, вне всякого сомнения величайший актер реалистической школы, все стареют, а он все прекрасней и прекрасней. Я говорю все время о реализме, потому что повторяю — для меня это и есть сейчас живое или авангард.
Спектакль Виктора Терели «Моцарт и Сальери» с Фарухом Рузиматовым в роли Моцарта. После этого остальные русские драматические актеры просто беспородные дворняги, и прекрасная работа самого Терели в роли Сальери.
Фильм умершего в нищете и безвестности Михаила Каца (одесская киностудия) «Пустыня» по Андрееву и «Хромые внидут первыми» по Фланнери О’Коннор.
«Пустыня», вне всякого сомнения, последний гениальный советский фильм (1990).
Фильмы Сокурова о диктаторах. Все это настоящий кинематограф, значит, великий театр на пленке.
Ну и конечно Бергман Антониони Висконти Янчо Феллини Чаплин Орсон Уэллс Вайда
Тарковский Куросава и так дальше… Скажу вам, новизна необыкновенная. А живопись Возрождения. А Библия Тора… Скажу вам, сплошной авангард
А сколько жизни
И какое безумие перед Богом
Какая любовь
И какое дерзновение
В литературе Библия и Сильви Жермен
Восхищает Гергиев
Полунин
Крэг
Арто… и т… д…
8. Что вы приобрели и что потеряли за это время?
Потери потери потери потери потери потери потери… Все, действительно, что я умею в театре как режиссер, технолог, педагог, идеолог оказалось не нужным.
Жив благодаря тому, что пытался воплотить мечту Эфроса о нотах в драматическом театре и благодаря своим ученикам: дающим хлеб, кров и надежду; ставящим мои тексты для театра, наверное из такта и любви… Не знаю… Все-таки еще надеюсь, что буду преподавать. И Театральная Обсерватория все-таки будет мною создана. Мне повезет.
Небу будет угодно. Как когда-то с лабораторией. Надеюсь, что буду все-таки снимать кино. Писать тексты. Напишу все-таки театральную… В общем, Мечты не потерял, а значит, и Веры.
9. Ваше этическое кредо сегодня?
У шута спрашивать об этическом кредо как-то не по-божески, но если очень серьезно… Быть бесстрашным и, как в дни юности далекой, быть Джордано. А это значит не врать прежде всего самому себе, что ничего не изменится от того, что я скажу инквизиторам…
Отрекусь… Не отрекусь. Не быть Галилеем, в плохом смысле этого слова, твердящим «не суди», а на самом деле втайне надеющимся, что это зачтется, и меня тоже не будут строго судить. Иными словами, Платон, конечно, друг, но Истина… Дороже… Во всех смыслах…
10. Как вы ощущаете сегодняшнюю петербургскую театральную ситуацию? Что изменилось за эти годы?
Неудачник, а именно так я оцениваю себя в моем любимом городе. Я так и не оказался там нужен. Попытки мне помочь были, прежде всего в последние годы со стороны Балтийского дома, за что я очень благодарен, но художнику всегда нужно все или ничего… Печально… Но это объективная реальность… Так вот неудачник не вправе оценивать. В его оценке, как бы он ни старался, всегда будет присутствовать нечто необъективное.
11. Как влияет на вас социальная ситуация?
Русский художник… С украинским паспортом… Не работающий… Куда дальше…
Художник, особенно театральный режиссер, слишком зависим от социальных веяний.
Но жаловаться, в общем, наверное, не стоит… Пока художников не сажают. Или потому что они разучились говорить правду королям… или короли нынче умны… или им не до правды и шутов.
12. Какой вам видится ваша будущая судьба?
Считаю, что нельзя ставить драматические спектакли, не чувствуя языка, на котором ставишь, как великий композитор законы музыки. Но если чувствуешь. Это совсем не значит, что будешь ставить… «так было и во времена Трои, так и будет»
В студии: Владимир Клим, театральный режиссер, драматург.
Окончил ГИТИС в 1987 − курс А. Эфроса и А. Васильева.
Первые режиссерские работы осуществил в мастерской «Домино», созданной В. Мирзоевым во Всероссийском объединении «Творческие мастерские» (ВОТМ) при СТД РФ:
- трилогия «Три ожидания в „Пейзажахˮ Гарольда Пинтера» по Г. Пинтеру,
дилогия «Попытки в пространстве Божественной комедии "Ревизор"» и «Ревизор. Вторая версия» по Н. Гоголю,
«Возможность Б» по пьесе Г. Баркера совместно с В. Мирзоевым,
«Служение слову» по тексту «Слова о полку Игореве»,
«Персы» по пьесам Эсхила и В. Иванова,
«Гамлет» по У. Шекспиру.
Постановки в других театрах:
- «Кантата для трех миллиардов голосов» по стихам Т. Ливадитиса в театре-лаборатории «Студио-один», Харьков,
«Скованные одной цепью», рок-римейк фильма С. Крамера в Театре молодежи, Запорожье,
«Луна для пасынков судьбы» Ю. О’Нила,
«Love for love» Клима по У. Конгриву в Театре на Литейном,
«Сон об осени» Ю. Фоссе в театре «Балтийский дом»,
«Отчего люди не летают?» по пьесе «Гроза» А. Островского в театре «Балтийский дом»,
«Близится век золотой» по рассказам и пьесам С. Моэма в «Открытом театре» в Санкт-Пеnербурге,
«Свадьба с приданым» по Н. Дьяконову в Московском театре им. А. Островского,
«Учитель танцев» Л. де Веги в Московском театре им. А. Островского,
«Вид в Гильдерланде» Ю. Волкова в Новосибирском театре «Глобус»,
«12 ночь, сыгранная актерами далекой от Англии страны, которые и не знали никогда слов Шекспира» в Одесском музыкально-драматическом театре им. В. Василько.
С 2013 сотрудничает как режиссер с Центром драматургии и режиссуры. Драматург.
Автор театрального проекта "Лестница-древо", посвященного исследованию динамики развития индоевропейской культуры (Мастерская Клима ВТМ).
Четыре направления:
Север ("Слово о полку Игореве"),
Юг ("Персы" Эсхила),
Запад ("Гамлет" У.Шекспира),
Восток ("Упанишады").
Автор более, чем 20 пьес.
«если бы мне предложили провести семь дней с идиотОм сказали проведешь семь дней с идиотОм честно признаться я бы не очень обрадовалсЯ более того лично Я я попытался бы сделать всЕ в том числе и сАм мол сАм не без в тогО двух идиотОв в одно местО как-тО попахивает идиотизмОм мол нехорошО и поэтомУ прежде чем вы начнете читать эту книгУ я бы советовал вАм очень внимательнО изучить всякие топографические идиотизмЫ типа оглавленИй предупрежденИй и всякого рода инструкцИй но главное вы должны довериться своему сердцУ ибо я сАм представив что держУ эту книгу в руках вдруг осознал БОже какой же я идиОт вот теперь бы начАть когда в тебе столько любвИ но что-то внутрИ внутренний голОс страрИк это шизофрениЯ а не идиотИзм дА временами я буду пытаться стать нормальнЫм простите бываЕт главное вы не пугайтЕсь меня надолго не хватАет идиотИзм не в смысле ПАвла Апостола как у Достоевского а смысле ПавловА академикА лампочкА слюнА так что если буду умничать пропускайтЕ дА меня до выпуска этой книги звали KLIM»