Известный украинский режиссер Владислав Троицкий, руководитель театра "Дах", в котором возникли группы "ДахаБраха" и Dakh Daughters
Инженер театра
Влад Троицкий — человек с физико-математическим складом ума. Родись он в другое время, пошел бы в науку, как мечтала его мама. Но его взросление пришлось на переломный момент. «В воздухе пахло свободой», — так он описывает свое студенчество. На третьем курсе КПИ в конце 80-х вместе с другом Олегом Скрипкой он попал в театральную студию Анатолия Чиркова. Позже Чирков стал наставником «ДАХа», так же, как и один из корифеев украинского театра Владимир Оглоблин.
В 1992 году увлечение театром не помешало инженеру по специальности Владу Троицкому зарегистрировать свое первое предприятие ЛТД «Контур 92», которое специализировалось на производстве и продаже спутниковых антенн.
Так, первые спутниковые антенны и оптоволоконные сети, появившиеся в Киеве, имеют непосредственное отношение к Троицкому. И это не единственный бизнес режиссера. Вначале 90-х он успел поработать на финансовом рынке и инвестировал в ряд проектов, одним из которых были мультибрендовые магазины Grand Gallery. Капитал, который удалось заработать, является определяющим фактором существования «ДАХа». Если физик Троицкий заработал капитал, то лирик Троицкий нашел ему достойное применение — он придумал центр современного искусства «ДАХ» и единолично финансирует свою затею уже в течение 18 лет. Сам Влад говорит об этом так: «Я миноритарий (во многих бизнесах. — Ред.), и это позволяет мне содержать театр». Ежемесячное содержание театра обходится ему в $10 тыс., не считая средств, выделяемых на оплату коммунальных услуг, текущие ремонты и форс-мажоры.
На прагматичный вопрос «Зачем вам это?» Троицкий удивленно поднимает брови: «Театр — это возможность создавать новые миры». Театр — как образ жизни, который могут позволить себе немногие.
Большая комната, обитая черным бархатом, пять рядов обычных скамеек, возвышающихся друг над другом, холл с импровизированным баром и гардеробная, напоминающая скорее коммуналку. Вход на спектакль — по предварительной записи. Так, по-домашнему, театр «ДАХ» выглядит до сих пор. Въехав в это помещение, Влад Троицкий еще активно играл роль предпринимателя. Он по-деловому решил проблему отсутствия профессионального режиссерского образования, организовав серию мастер-классов с ведущими театральными педагогами Москвы и Киева — Владимиром Оглоблиным, Борисом Юханановым, Владимиром Клименко (Клим), Валерием Бильченко. Многочасовые тренинги с мастерами продолжались в «ДАХе» не один год. Диплом Российской академии театрального искусства он получил в 2002-м, за год до этого став лауреатом театральной премии «Пектораль» — за спектакли «В поисках утраченного времени» и «Печальный спектакль».
Техника презентации
С самого начала «театральной истории» Влад Троицкий не пытался быть понятным киевской публике. С первых лет существования театра он вывозил труппу на гастроли: в Москву, Будапешт, Вроцлав. Его интересовал европейский театральный контекст. В украинском же театральном пространстве, построенном во многом по советским стандартам, «ДАХ» выглядел непозволительно новаторским. Самого Троицкого не очень жаловали в театральной среде еще и за то, что он «дружит с деньгами» и «может себе позволить театр».
В 2004-м внутри театра возник этно-хаос — коллектив «ДахаБраха». Сегодня это визитная карточка «ДАХа». Музыканты, они же актеры. В этом году только зарубежных концертов у группы больше пятидесяти.
В 2007-м Влад Троицкий придумал ГогольFest. Почему Гоголь? «На мой взгляд, это единственное глобальное явление, которое Украина подарила миру», — так объясняет режиссер. Первые три года фестиваль проходил на территории «Мистецького Арсеналу». ГогольFest — мультидисциплинарный проект. Его цель — собрать на одной площадке живое современное искусство: театр, музыку, арт, экспериментальное кино, фотоарт, открытые лекции и мастер-классы. По сути, это попытка создать контекст современной культуры и представить его зрителю целостно. Фестиваль, который длится, как правило, не менее десяти дней, исчерпывающе отвечает на вопрос, что такое современная культура. Троицкому удалось сделать резидентами ГогольFest'а другие фестивали — «Шешори», «Країна мрій», «Молодість», «Відкрита ніч», «Крок», «Французька весна», «Jazz Коктебель».
Первый фестиваль Влад организовал на свои средства, потратив примерно $70 тыс. С 2008 года бюдждет вырос до $1 млн. — финансовым партнером режисера стал Евгений Уткин, президент компании KM Core и учредитель фестиваля Jazz in Kyiv. Формула их взаимоотношений — «пополам». В 2010 году фестиваль прошел на территории киностудии им. О. Довженко. И стал самым дорогим и насыщенным. Как признается Влад Троицкий, ему пришлось даже брать кредит на сумму около $400 тыс. Но открытие фестиваля на Майдане с четырехэтажными конструкциями и действом в воздухе, проводившееся совместно с испанским театром La Fura Dels Baus, того стоило. В 2011 году фестиваль не проводился — Троицкий не нашел финансирования. В 2012-м за несколько месяцев до фестиваля взбудораженная общественность возмутилась. На режиссера фактически надавили, и он в срочном порядке разработал концепцию и собрал команду фестиваля. Весь проект обошелся в $40 тыс. Только на открытие мероприятия, по словам Троицкого, пришли около 15 тыс. зрителей. Но ограниченный бюджет не позволил пригласить всех, кого ожидали увидеть посетители. Художники жаловались, что не могут поучаствовать в фестивале — боятся за свои работы. «Охрана денег стоит. А денег нет», — парирует Троицкий.
Мечты о модели
ГОГОЛьFEST-2012 прошел на территории экспериментально-механического завода в промзоне «Выдубичи». Эту территорию «ДАХу» предложил Анатолий Юркевич, владелец «Милкиленда», одного из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий. По Киеву поползли слухи, что Юркевич планирует создать арт-кластер по типу московских «Винзавода», «Флакона», ARTPLAY. В комментарии «Инвестгазете» Юркевич информацию подтвердил: «Да, я планирую. Но для меня важна бизнес-модель этого проекта». Он честно признается, что не готов дотировать проект годами, а хочет, чтобы у будущего арт-кластера появилась устойчивая модель развития. Троицкий прикидывает: чтобы оживить пространство, необходимо инвестировать от $50-150 в один квадратный метр. Часть зданий, находящихся на территории в 5 га, придется убрать, другую — реконструировать. «Нам нужны парковки, коммуникации, тепло. Все остальное художники, дизайнеры и архитекторы могут обустроить самостоятельно», — рассуждает режиссер.
Владелец московского арт-кластера «Флакон» Николай Матушевский рассказывает, что зарабатывает на трех вещах: сдаче помещений в аренду, проведении ивентов и коворкинге. Жизнеспособна ли такая модель в Киеве? Галерист и куратор арт-направления ГогольFest'а Павел Гудимов не сомневается, что город уже давно готов к появлению подобного пространства. Но есть две проблемы. Первая — люди готовы ходить, но привыкли, что культуру «раздают» бесплатно. Вторая — проблема с наполнением арт-кластера мощными мероприятиями.
Ни то ни другое Троицкий препятствием не считает. Он уверен: арт-кластеру нужно всего пару «якорных» проектов: «Место надо надышать». Одним из них он видит центр инновационной режиссуры, который будет работать по тем же принципам, что и лаборатория «Види». «Венский, Эдинбургский, Чеховский фестивали присылают к нам по три молодых режиссера. Они набирают местную труппу, спектакль делается по европейскому формату: пять недель — и премьера, а дальше показываются на road show и продаются в Европу, — раскрывает свой план Троицкий. — За два года украинскую культуру можно вывести на иной уровень». Режиссер верит, что культура — это самая эффективная социальная технология.