"Этот проект впервые поставлен в Лозанне в 2012 году, затем спектакль поехал в Париж. Насколько мне известно, имел чрезвычайный успех... Так как спектакль настолько успешен, мы решили, что Украина должна его увидеть", - рассказал посол Швейцарии в Украине Кристиан Шененбергер на пресс-конференции в Киеве.
Украинско-швейцарская постановка, полное название которой "Вий - король земли", продолжает тему театрально-музыкальных спектаклей из цикла "Украина мистическая" "Король Лир. Пролог", созданных театром ДАХ и этно-хаус группой "ДахаБраха". Замысел был воплощен в Швейцарии по приглашению знаменитого режиссера Рене Гонзалеса – создателя Театра Види Лозанна (Vidy-Lausanne). К сожалению, сам режиссер недавно ушел из жизни, так и не увидев премьеру спектакля, но он идет с памятным посвящением: "Рене Гонзалесу - настоящему мужчине, которых мало", - рассказал режиссер-постановщик Влад Троицкий. Он благодарен за доверие, и возможность реализовать такой масштабный мистический проект именно на сцене этого театра. На самом деле это лабораторный продюсерский центр, где ежегодно осуществляется несколько десятков новых постановок: обычно 5-10 премьерных спектаклей играют в Лозанне, а затем - тур по Европе. В этом театре нет постоянной труппы и репертуара, но тут интересуются всеми современными тенденциями и направлениями, имеющими место в современном искусстве.
"Для европейской публики Гоголь интересен, потому что о нем мало знают, особенно о его Малороссийском цикле... Он - загадка, тайна, - говорит основатель международного фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST Влад Троицкий, - И для меня этот спектакль - это своего рода путешествие к неизвестной Украине в период, когда наше современное западное сознание сталкивается с дилеммами, которые трудно понять. Это затерянный мир украинского села, где еще живут языческо-христианскими обрядами. И это то самое, что больше всего удивляет зрителя, потому, что первое впечатление от украинской провинции - дикость".
Собственно, от самого Гоголя в интерпретации Троицкого мало что осталось, разве что название произведения "Вий" да еще имя главного героя - Хома Брут. Но тут он - швейцарский студент с украинскими корнями, который вместе со своим другом отправляется в Украину: один в надежде найти хоть какие-то следы своих родственников, пропавших во время большого голода 1933 года, другой - в поисках авантюр и приключений в украинской глубинке. Роли обоих главных героев играют молодые актеры: Хому - поляк по происхождению Бортек Созански, а его друга - француз Пьер - Антуан Дюбек. Все остальные роли в спектакле исполняют актеры киевского театра ДАХ и этно-хаус группы "ДахаБраха". Они бьют в барабаны, играют на виолончели и скрипках, поют старинные гуцульские песни, трубят в трембиты и все это вживую прямо на сцене.
Почему так много гуцульского колорита? Потому что, по мнению режиссера-постановщика, именно в Карпатах (а не на Полтавщине, как у Гоголя), до настоящего времени, лучше всего сохранился настоящий аутентичный дух и нетронутые уголки природы, куда не дошла еще европейская цивилизация. Удивительно точно передает самобытность карпатских горцев и сценография: деревянные колоды, свисающие с потолка, раскачиваясь в так музыке, имитируют лес. Пол на сцене обильно посыпан еловый опилками, - их аромат, соединяясь с дымом церковных кадил, добавляет еще большей магии, которую усиливает выразительный видеоряд на заднем плане. В этой загадочной атмосфере и разворачиваются все основные события спектакля, участниками которых невольно становятся иностранные туристы: свадебные обряды, драки, похороны, откровения религиозного маньяка и чары умирающей ведьмы, - порой все это напоминает круговорот образов, созданных Сергеем Параджановым в фильме "Тени забытых предков". Поэтому неудивительно, что такого украинского колорита цивилизованная Европа на своей театральной сцене еще не видела!
Но, в то время, как весь Запад в восторге от украинско-швейцарского проекта "ВИЙ", на родине Гоголя его практически проигнорировали. Нет, не зрители... Как раз с их стороны интерес к новому детищу В. Троицкого огромный: на единственную премьеру в Киеве билеты были проданы за несколько недель до события. Невероятный ажиотаж возник и вокруг закрытого показа, устроенного специально для швейцарской стороны, куда приглашения раздавались по особым спискам, составленным Посольством Швейцарии в Украине. "Нам пришлось сделать открытой еще и генеральную репетицию, - признался режиссер, - потому что очень много людей, молодежи, особенно студентов творческих ВУЗов хотели посмотреть спектакль". Но и на допремьерный показ смогли попасть далеко не все желающие - в зале просто не было свободного места, а зрители стояли в проходах и сидели вплотную на ступеньках на балконах. Впрочем, расходились после спектакля с разными впечатлениями: кто-то сетовал, что не увидел ничего нового, кто-то, наоборот, восторженно говорил, что Троицкий - режиссер превзошел сам себя, были и такие, кто увидел в постановке откровенный плагиат. Словом, ни один из киевских зрителей не остался равнодушным.
Чего нельзя сказать об официальном представительстве с украинской стороны: от Министерства культуры не было ни финансовой поддержки, ни внимания. Все финансирование и организацию гастролей взяла на себя швейцарская сторона. Руководитель проектов Посольства Швейцарии в Украине Елена Чернеженко и лично господин посол Кристиан Шьоненбергер сделали все возможное, чтобы найти спонсоров и партнеров для его реализации. Кстати, тут его называют самым большим и важным культурным проектом за годы существования дипломатических отношений между нашими двумя странами. "Более того, когда мы были в Париже с гастролями - в Лувре была выставка Пинзеля, приезжал наш министр культуры и мы приглашали украинское посольство хотя бы посетить наш спектакль, но никто из наших представителей так и не появился. Вообще, у нас тогда возникла мысль - было бы здорово сделать во Франции месяц украинской культуры, если так уж сложилось, столько событий... И теперь, когда мы приехали с гастролями в Киев ( хоть это и звучит нелепо – гастроли в своем родном городе), опять никто не пришел на пресс-конференцию, - хотя мы тоже приглашали на украинскую премьеру", - посетовал Владислав Троицкий.
Не нашла поддержки совместная украинско-швейцарская инициатива и у дирекции Национального академического театра оперы и балета Украины им. Т. Шевченко, где расценили "ВИЙ" в постановке В. Троицкого, как "неформат", который не вписывается в репертуарную концепцию. Хотя, по словам самого режиссера, именно на сцене этого театра (самой большой в столице) представление имело бы больше преимуществ. Из-за оригинальной сценографии и объемных декораций, актерам маловато места в помещении франковцев. Однако, Михаил Захаревич - генеральный директор театра им. И.Франко и Станислав Моисеев - художественный руководитель театра, не только согласились дать свою сцену гастролерам, но и пошли на встречу своим гостям, позволив вместо двух запланированных спектаклей, открыть зрителям зал еще и во время генеральной репетиции. Вероятно, что такого чрезвычайного интереса к проекту "ВИЙ", организаторы не предполагали, запланировав всего одну премьеру в Киеве. Но сам постановщик скромно отметил: "Рене Гонсалес был бы в восторге от этого спектакля". Что уж говорить о других ...
|
|
|
Текст, драматургія - КЛІМ За мотивами повісті Гоголя "Вій" Мова вистави - українська та французька Режисер-постановник: Влад Троїцький Присвячується Рене Гонсалесу -- справжньому чоловіку, яких мало! Прем'єра нашумілої в Європі україно-швейцарської вистави "ВІЙ" -- спільного проекту театру Vidy-Lausanne і театру ДАХ -- відбудеться у Києві 24 січня на сцені Театру імені Івана Франка. Найновішу постановку театру ДАХ «Вій» можна назвати містичною подорожжю у саме серце невідомої України. Представлена в театрі Віді-Лозанна, де вона і була створена, ця п'єса у постановці Владислава Троїцького, написана KLIMом, вражаюча насиченістю своїх образів, драматичних і музичних сцен, остаточно завоювала швейцарську публіку. У виставі двоє персонажів-швейцарців опиняються в українському селі. Реалістичність цієї зустрічі підкріплена її правдивістю, оскільки Влад Троїцький вибрав на ці ролі двох молодих акторів із Швейцарії. Ці персонажі прибули в Україну: один з надією знайти бодай якісь сліди своїх родичів, зниклих під час великого голоду 1933 р., інший, у пошуках авантюр, приїхав пізнати цю країну і зустріти справжніх відьом... Від весільних обрядів, до похорону, картини, створені театром ДАХ, плинуть, як і пісні, і нагадують круговерть образів, створених Сергієм Параджановим у фільмі «Тіні забутих предків». Уся трупа театру брала участь у створенні музичного супроводу вистави разом із гуртом «ДахаБраха» ... «Вій» - це дивна фреска, книга, в якій кожна наступна сторінка захоплює все більше і більше. |
|
Художественная воля: общение с безднами и хождение поперек В студии: Владимир Клим, театральный режиссер, драматург. |