Любовь Базив
Когда Шекспир создавал жизнеописание римского вождя Марция Кориолана, он точно не догадывался, что через триста лет его пьеса не потеряет актуальности и в XXI веке ее будут ставить на лучших театральных площадках мира.
Хотя, наверное, по-другому и быть не могло, ведь в ней поднимается «вечная» тема отношений власти и народа. К тому же, сложная шекспировская «вселенная» общества щедро сдобрена комическими и трагическими моментами, что открывает необъятные горизонты для ее драматургической интерпретации – от трагедии до трагифарса.
Каким предстанет перед нами «Кориолан» в постановке национального академического драматического театра имени Ивана Франко рассказал режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Богомазов.
- Дмитрий, когда в прошлом году вас назначали на должность главного режиссера, вы сказали, что в вашем возрасте надо или за что-то большое браться, или просто ставить спектакли.
- Я очень благодарен за вызов судьбы в виде предложения стать главным режиссером театра Франко. Я мог на него не отвечать, но решил принять его благодаря одному человеку – руководителю этого театра Михаилу Захаревичу. Он больше 25 лет генеральный директор театра, знает о нем все, следит, занимается и живет им, а вся его деятельность направлена на постоянное развитие и движение, а это очень сложно.
Я всегда говорю, что театр – это почти невозможная вещь, это не кино, где снял, смонтировал – и оно уже есть и всегда будет. Театр – это то, что возникает только когда зритель заходит в зал. Когда такой круг людей – актеры, режиссеры, звукорежиссеры, осветители, видео-инженеры, монтажники, гримеры, костюмеры, реквизиторы – совместно создают что-то целое, – это какое-то мистическое действо.
В театре работают только маниакальные люди, другие здесь не могут работать, потому что он забирает абсолютно все твое время и захватывает все внимание. Иногда нас упрекают, мол, у вас «семейный» театр. А как ему не быть семейным? Мы всю жизнь в нем проводим, и если вторая половинка не будет рядом – семьи будут распадаться!
- Я так понимаю, что вы решили войти в юбилейный сотый театральный сезон и в историю украинского театра грандиозной постановкой шекспировского «Кориолана». Не страшно было браться, вещь ведь очень сложная?
- Эта пьеса – едва ли не самая сложная у Шекспира. Ее вообще не часто ставят. В ней – и большое количество персонажей, и сложная система сюжетных линий и существует много тем, ведь в ней выписана если не модель цивилизации, то вся вертикаль построения большого государства сверху донизу. При этом в пьесе есть и трагические эпизоды, и очень комические.
«Кориолан» – это энциклопедия жизни, ее текст живет уже столько веков, но до сих пор актуален, и просто пройти мимо него, когда берешься за большое дело, невозможно. Это - размышления о большой сложности построения общественной жизни, в ней поднимается тема власти и народа, их отношений, поднимается проблематика существования добродетели в политике, содержатся мысли о демократии и о том, может ли человек в демократическом мире настаивать на своем принципиальном мнении, которое отличается от мнения других.
Задача драматурга заключается в умении поймать вечные смыслы, которые существуют вне пределов изменчивого, одномоментного. Шекспир именно так и написал, поэтому пьеса и сегодня воспринимается современно. Там можно угадывать людей как из уличной толпы, так и из современного украинского политикума. Но ты не сможешь сказать, кто же именно этот сенатор, – это тот известный нам политик-популист или кто-то другой. Это невозможно сказать, и мы об этом не говорим, но ассоциации с определенными персоналиями будут.
- У Шекспира «Кориолан» – это трагедия, вы сказали, что в ней много комических моментов, на что же настраиваться зрителям? Вы поставите ее как трагикомедию?
- Я бы даже сказал, что у нас это – трагифарс. У Шекспира это трагедия, но он же никогда не писал чистых жанров. Я недавно ставил со своими студентами шекспировскую «Двенадцатую ночь», это комедия в чистом виде, но, если там изменить финал, то она будет чистой трагедией.
Поэтому, в нашем «Кориолане» будет много смешного, комического, может, даже и фарса: музыкального, драматического, трагического. Это как зарисовка из нашей жизни, где много всего и разного.
- Кто исполняет главную роль?
- Роль Кая Марция Кориолана исполняют два мощных актера – Дмитрий Рыбалевский и Александр Форманчук.
Да и вообще актерский состав – звездный: мать Кориолана играет Наталья Сумская, наставника и ближайшего друга Кориолана, который называет себя его отцом, играет Богдан Бенюк, Авфидий – главный противник Кориолана – Алексей Богданович, а среди «влиятельных политиков» – Остап Ступка и Назар Заднепровский.
- Была информация, что в спектакле будет задействовано более 70-ти актеров?
- Нет, немного меньше, потому что мы чуть сократили. Если брать по Шекспиру, то у него там 51 персонаж, а если в двух составах, как мы в последнее время делаем, то это было бы 100 актеров. В пьесе очень много линий: есть государства, правители, армии, среднее звено, народ, сложное построение и широкая палитра персонажей, есть массовые сцены, например, когда встречаются две армии – армия римлян и армия вольсков, поэтому сложно это свести к какой-то минималистской конструкции, хотя мы стараемся.
Мы сократили до 30 персонажей. Почти на все роли утверждены по два исполнителя, поэтому всего - более 50 актеров в спектакле.
- Я, собственно, хотела спросить об оформлении и костюмах, это будет историческая реконструкция или что-то более современное?
- Художник спектакля - мой сын и уже давний соавтор Петр Богомазов. Это, кажется, наш с ним девятый совместный спектакль.
У нас будут современные декорации и современные костюмы, но определенным образом стилизованные. Есть отдельные римские элементы, или, например, костюм генерала Франко и костюм Черчилля. Эти политические фигуры присутствуют в спектакле, хотя они там так не называются, это аллегорические образы выдающихся политиков. Часть костюмов мы заказывали у специалистов, которые специализируются на исторических реконструкциях и шьют исторические костюмы для кино.
- А давайте еще допремьерных изюминок добавьте! Вы говорили о музыкальном фарсе, может, у вас на сцене еще и рояль появится?
- Рояль не поместился, потому что там же на сцене две армии, его некуда всунуть! (Смеется). У нас будет фортепиано. Живая музыка действительно будет, мы даже шутили вчера, что если определять жанр спектакля, то это, пожалуй, батл оркестров – у нас есть оркестр римских граждан и оркестр вольсков, хотя у них маленький оркестрик. А вот у римлян – настоящий оркестр с аккордеонами, трубами, барабанами и живым исполнением.
Музыкальным оформлением спектакля занимается мой постоянный соавтор – композитор Александр Кохановский.
- Сколько времени ушло на подготовку этой большой премьеры?
- Над пьесой начали работать более полугода назад. Сначала был большой подготовительный период «узким кругом» – с художником и вторым режиссером спектакля – это мой постоянный соратник и коллега Андрей Саминин. А с актерами репетируем чуть больше двух месяцев.
- За время вашей работы состоялось много премьер: «Земля», «Война», «Идиот», «Очищение» – сложные и серьезные вещи. Мне кажется, или комедий в вашем репертуаре не так уж и много? Это концепция или так получается – в соответствии с настроениями в обществе и ситуацией в стране?
- Это вопрос интересный и уместный, но на него нет простого ответа. Театр – это большой творческий коллектив. У каждого из нас, кроме желания, чтобы на спектакли публика приходила, есть своя жизнь, мировосприятие и свои личные переживания. Мы общаемся между собой, советуемся, живем в одном пространстве и времени, – и не можем каким-то совместным образом не реагировать на его реалии. Сейчас непростое время, поэтому, наверное, в репертуаре и не возникает «чистых» комедий. Вот, «Дорогая Памела» – это комедия. Хотя... она тоже трагикомедия.
- Как для комедии, то она очень грустная и сентиментальная...
- Да, она сентиментальная, но театр не может быть одноплановым, это тогда сплошной «95-й квартал» будет!
Театр, как наше общество, реагирует, движется, развивается – пусть постепенно, пошагово, но постоянно.
- Движется постоянно, это точно! Мы говорим о премьере «Кориолана», которая состоится 25 декабря, а только вчера на вашей сцене прошел премьерный показ спектакля «Буна» молодого режиссера Давида Петросяна. Это уже у него третья за год постановка. Ваш коллектив активно начал «омолаживаться»?
- Театр требует «омоложения» постоянно – молодежь приходит в театр, перед ними уже здесь кто-то был, и после них будет кто-то еще – это постоянная смена и ее нужно обеспечивать, невозможно об этом не думать – мы уйдем, но за нами кто-то должен прийти. Это просто такая необходимость.
К тому же, очень часто в основе драматургии лежит любовь, страсть, и чаще всего, на такие роли все же нужны молодые люди. Молодая влюбленная пара на сцене выглядит красиво и гармонично.
Опытные актеры передают свой опыт молодым, те постепенно его приобретут, станут основой труппы, потом передадут его следующим – это естественный процесс.
- Об опыте и спектаклях, которые его имеют. Когда их долго нет в репертуаре, то зритель уже их требует. Я о спектакле «Тевье-Тевель». Скоро вы его обновите и действительно ли главную роль будет играть Богдан Бенюк?
- Это же была интрига! Да, Бенюк будет играть. Планируем возобновить спектакль или в конце этого сезона, или в начале юбилейного. Это зависит от того, не произойдет ли что-то незапланированное.
Сотый, юбилейный, театральный сезон должен отличаться от предыдущих сезонов. Представьте себе, что такое 100 лет? Когда осознаешь эту цифру в целое столетие – чувствуешь себя таким маленьким и понимаешь всю непродолжительность человеческой жизни...
Поэтому возникло желание возобновить легендарный спектакль «Тевье-Тевель». Разумеется, он будет немного другой, но это – возобновление, а не новая постановка.
- Кто еще из актеров будет играть, возможно, кто-то из прежнего состава?
- Я не буду рассказывать вам все, пусть остается интрига! Но могу сказать – в нем будут использованы декорации художника-сценографа Даниила Лидера, которые он делал для спектакля в 1989 году.
Это как ритуальный жест: в этом возвращении, в этой театральной реинкарнации есть мистика