Олег Вергелис - редактор отдела культуры ZN.UA)
В блогерском рейтинга было упомянуто 33 спектакля разных театров – от национальных и академических до совсем без званий и регалий. В рейтинге приняли участие спектакли большой и малой сцены.
Абсолютным лидером симпатий театральной блогосферы стал спектакль Национального театра имени Ивана Франко "Лымеривна" в постановке Ивана Урывского по пьесе украинского классика Панаса Мирного.
Второе место заняли три спектакля:
"Альбатросы" (реж. Стас Жирков, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра),
"Кайдаши 2.0." (реж. Максим Голенко, "Дикий Театр"),
"Класс" (реж. Стас Жирков, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).
А третье место разделили два спектакля:
"Вий" (реж. Раду Поклитару, "Киев Модерн-балет")
"Зойкина квартира" (реж. Максим Голенко, Киевский академический драматический театр на Подоле).
На четвертое место поставили сразу четыре постановки:
"Отелло/Украина/Facebook" (реж. Стас Жирков, Театр "Золотые ворота") ,
"Семейный альбом/Album di Famiglia" (реж. Маттео Спьцци, Италия, Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра),
DreamWorks ("Мечты оживают") (реж. Давид Петросян, Киевский академический драматический театр на Подоле),
Verba (реж. Сергей Маслобойщиков, Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко).
на пятое – два спектакля:
AMORphine (реж. Алекс Боровенський и Юрий Радионов, ProEnglish Theatre (Киев),
"Дуб Майкла Крейг Мартина" (реж. Илья Мощицкий, Независимый театр "Мизантроп").
"Формирование блогерского сообщества в Киеве только в начале своего пути. Более того, есть определенные вопросы и к самому определению термина "блогер". Однако, очевидно одно – монополизма на театральные обзоры, статьи, рейтинги от театроведов, театральных критиков больше не существует. Театральный рынок постепенно становится на ноги, и медийное представление/освещение также на конкурентной основе. Все сложнее продвигать в СМИ откровенно заказные тексты – основные инструменты искусственного формирования общественного мнения в течение многих предыдущих лет. На каждый псевдо-авторитетный текст мгновенно находится контраргумент, а то и не один", - прокомментировал результаты опроса автор "Театральної риболовлі" Сергей Винниченко.
Напомним, что недавно спектакль "Лымеривна" победила, как лучшая столичная постановка 2019-го также в рейтинговом опросе "Киевский счет" (выбор театральных критиков и театральных обозревателей). И уже в апреле эта же постановка представит украинское искусство в официальной программе престижного международного театрального фестиваля MITEM-2020 в Будапеште.
По мнению театрального критика Олега Вергелиса, успех "Лымеривны" далеко не случайный. "В нашем театре есть потребность интересного и разноцветного украинского национального репертуарного контекста. И здесь молодой режиссер выиграл несколько раз.
Во-первых, он точно угадал пьесу, о которой почти все забыли. А он освободил ее из песков забвения и дал новое дыхание, доказав, что не Бесталанный единой интересен украинский классический мелодраматический репертуар.
Во-вторых, режиссер нашел новую интересную и неординарную метафорическую сценическую аранжировку для старого текста, и история Панаса Мирного о бедной обманутой девушке Наталье Лымеривне заиграла новыми красками, навевая воспоминания о классической "Грозе" Александра Островского (эту знаменитую пьесу, кстати, переводил на украинский язык именно Панас Мирный вместе с братом).
В-третьих, в "Лымеривне" на Камерной сцене франковцев чрезвычайно точный актерский кастинг. Убежден, что почти каждый актер впоследствии запишет именно этот спектакль в список своих лучших сценических достижений. И Татьяна Михина (Лымериха), и Елена Хохлаткина (Шкандыбиха), и Наталья Корпан (Лымериха), и Дмитрий Рибалевський (Кнур) и Дмитрий Чернов (Карпо). И совсем молодое созвездие франковцев - Марина Кошкина, Виталий Ажнов, Павел Шпегун, Кристина Федорак, Александр Рудинский.
Итак, на сегодня в столице имеем театральный феномен украинской "Лымеривны", которая является лидером различных театральных чемпионатов и вокруг которой уже сформировался свой фанклуб (некоторые зрители не пропускают ни одного спектакля в двух разных актерских составах, каждый раз делятся впечатлениями в Instagram и других соцсетях)", - отметил он.
По мнению Олега Вергелиса, феномен "Лымеривны" можно лелеять и развивать - дальше и дальше. Ведь у "Лымеривны" есть официальное авторское продолжение – пьеса Панаса Мирного "В монахинях". Там задействованы некоторые герои из предыдущей пьесы - Маруся (подруга Лымеривны), Василий (гайдамацкий предводитель). Кнур, некоторые другие. Так что все возможно, и у Лымеривны может быть сиквел. В театре, как известно, возможно все.
Напомним, что над "Лымеривной" Панас Мирный начал работать в 70-е годы XIX века, было несколько авторских редакций. К продвижению этой пьесы и ее разрешению на украинской сцене активно подключилась Мария Заньковецкая, которая впоследствии сыграла главную роль Натальи, и отдельные сцены с участием гениальной актрисы провоцировали в залах зрительскую истерику и слезы. Михаил Стрицкий также много сделал, чтобы "Лымеривна" нашла привлекательную сценическую форму.