Олег Вергелис - редактор отдела культуры ZN.UA
Новый театральный сезон в столице, скорее всего, стартует не в сентябре, а немного раньше, в августе — ожидается громкая премьера от Дикого театра и Натальи Ворожбит — спектакль на основе бессмертной повести Ивана Нечуя-Левицкого "Кайдашева семья" (режиссер Макс Голенко).
Театр в отпусках — тишь, гладь да божья благодать. Премия "ГРА" также успела к концу сезона огласить своих главных фаворитов. Так что осталось подождать старта нового театрального сезона, который должен быть интересным и напряженным. Напряжение, в первую очередь, вызвано обостряющейся конкуренцией между театрами — за "своего" зрителя, своих авторов. Здесь часто задают правила игры и соответствующий ритм сценической жизни театры независимые, а также инновационные проекты, оплодотворенные в недрах Украинского культурного фонда. Вот на этот счет как раз и немало тревог у театралов в контексте теперешних суровых лет: какова судьба ждет УКФ, принимая во внимание, что изначально этот фонд был заточен на первую леди Марину Порошенко, а теперь первая леди — иная, Елена Зеленская. То есть будет ли этот фонд передан по наследству или его ожидает какая-то дальнейшая трансформация, исходя из новых веяний и поствыборных тенденций. Подождем — увидим. Но важно заметить, что очень много интересных проектов в сфере театра благоразумно и были поддержаны УКФ.
Еще один симптом тревоги, о чем приходилось писать ранее — дальнейшая судьба контрактной системы, исходя из решения Конституционного суда. Честно говоря, хочется, чтобы суд принял решения правильные, не обидев наших замечательных мастеров искусств, в среде которых есть апологеты контрактной системы, а есть и ее противники. Но это так, цветочки. В пылу теперешних суровых времен, как мне кажется, будет обостряться борьба между культурой массовой, с которой связывают приоритеты новой власти (каковая прежде эту культуру массовую и производила), и, само собой, культурой "высокой", так называемой господской (панською), которая может ощутить себя падчерицей или даже сиротой при дальнейших спорных маневрах власти — с определенными перекосами, перегибами и вкусовщиной. В этом смысле театру не легче. Он остро и болезненно реагирует на температуру в "верхах". Посему хочется, чтобы определенный ренессанс отечественного театра (за последние лет семь) — не иссяк, не съежился, как шагреневая кожа, а активно и успешно развивался и впредь. Театр документальный, социальный, экспериментальный, политический. Пусть не массово, но хотя бы в отдельных случаях.
Что касается нового сезона, то интересных названий будет немало. Симптоматично, что практически нет Шекспира, Мольера, Чехова. То есть мировых авторов первого ряда, но есть желание обратиться к авторам, условно говоря, второго ряда, некоторые произведения которых обжигают актуальностью, своевременностью.
В этом плане обоснованно обращение Киевского театра имени Леси Украинки к малоизвестной пьесе Жана Ануя "Пассажир без багажа". Этот автор гремел в этом же театре в 90-е своей розовой комедией "Приглашение в замок". А "Пассажир без багажа" — совершенно иной Жан Ануй — философичный, антивоенный, психологичный, остросоциальный. Ануй как пацифист предлагает в этой пьесе рассказ о сложной судьбе так называемого неизвестного героя, который потерял память, потому что его изуродовала война. Но, как оказалось, не только фронт может быть враждебным человеку. И мирное пространство может его больно ранить своим ханжеством, притворством, лицемерием. Постановку осуществил худрук театра Михаил Резникович. В июне-июле уже прошли с успехом первые "закрытые показы". Официальная премьера — в начале сезона. В новом сезоне этот театр также обещает премьеру, пожалуй, самой знаменитой пьесы Мартина МакДонаха "Калека с острова Инишмаан" (режиссер Карилл Кашликов). И это далеко не все новые названия, с которыми театр вступает в свой очередной сезон.
Высокие ставки на новый сезон и в Национальном театре имени Ивана Франко. Во-первых, будущий сезон юбилейный, сотый. Во-вторых, в репертуаре появятся спектакли от больших мастеров и самых перспективных молодых украинских режиссеров. Главный режиссер театра Дмитрий Богомазов приступает к постановке "Украденного счастья" Ивана Франко. Эта пьеса — визитка театра. Есть классическая версия Гната Юры 1940 года с Амвросием Бучмой и Натальей Ужвий, есть выдающийся спектакль Сергея Данченко 1978 года (с Богданом Ступкой). Естественно, у Богомазова будет своя оригинальная версия (художник — Александр Друганов). В юбилейном сезоне также ожидается премьера от Андрея Приходько — спектакль "Танцы на Луназу" Брайана Фрила. Обещают также, что режиссер и хореограф из Швейцарии Томас Меттлер и драматург Любовь Якимчук представят экспериментальную работу в формате модного нынче физического театра. А откроет сезон, скорее всего, "Тевье-Тевель" — спектакль Дмитрия Чирипюка как поклон легендарной постановке Сергея Данченко. Естественно, в новой версии новый важный исполнитель — Тевье-молочника сыграет Богдан Бенюк. В роли его жены Голды — Полина Лазова.
В Киевском академическом театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра новый сезон готовят под кодовым названием "Космические корабли стартуют с Левого берега". Об этом ZN.UA сообщила режиссер проекта Тамара Трунова. Театр представит постановку "40+" - документальный спектакль о славных годах Театра драмы и комедии, который придумал и взрастил Эдуард Митницкий. В планах театра немало интересных названий, о которых сообщим чуть позже.
Как уже замечено выше, новый театральный сезон официально может стартовать в конце августа. 30-31 августа заявлена премьера спектакля "Кайдаші". Автор — Наталья Ворожбит, режиссер — Максим Голенко. Предварительно, в июле, при поддержке УКФ пройдет резиденция в селе на Киевщине, где и будет рождаться новый текст и новая версия старой истории. На мой вопрос, кто же сыграет Кайдашиху в "Диких Кайдашах", руководитель театра Ярослава Кравченко ответила уклончиво. И я подумал, что, может быть, по линии украино-американской дружбы УКФ пригласит на эту роль Вупи Голдберг или, прости Господи, Мэрил Стрип. Что, согласитесь, было бы совсем неплохо.
В новом сезоне Дикий театр не ограничится перепрочтением классики. Там намедни провели питчинг иммерсивных проектов и уже заявили новые спектакли — "Рентген", "Суд" и спектакль-путешествие "Керуак". Очень важная новость — свой новый спектакль поставит в Диком театре Станислав Анатолиевич Моисеев. И это очень правильное мудрое решение. Один из лучших режиссеров страны не должен отдавать себя только педагогической деятельности. Театров много — хороших режиссеров не так много. Моисеев поставит спектакль "Олеанна" по Дэвиду Мемету. Решение чудесное, видно, что театры ищут новые тексты и интересных нераспиаренных у нас авторов.