Олег Вергелис - редактор отдела культуры ZN.UA
Ольга Кизлова
В вихре предвыборной суеты не все заметили важное для культуры юридическое событие — оно касается обжалования контрактной системы, внедренной в сфере культуры (согласно Указу президента) с января 2016 г. Еще 12 июля 2019 г. КС утвердил решение в деле по конституционным жалобам П.В. Байшева, О.О. Бурлаковой, И.В. Даць, В.В. Дедковского, М.В. Железняка, Л.А. Кожухаровой.
Как известно, этот закон приняли еще в начале 2016 г., а вступил он в силу в феврале 2017-го. В частности, положениями закона предполагалось, что творческие работники государственных и коммунальных заведений культуры в течение года с момента подписания закона президентом Украины имели право подписать контракт с работодателем (театром, филармонией и т.п.) сроком от одного года до трех лет без прохождения конкурса.
По информации ZN.UA из Кабмина и от многочисленного артистического сообщества Украины, около 20 артистов категорически отказались выполнять норму нового закона и в конце концов были уволены на основании его переходных положений. После этого состоялись протестные акции, делались попытки изменить ситуацию. На протяжении двух лет продолжались судебные процессы в судах общей юрисдикции всех инстанций с целью восстановить на рабочих местах некоторых артистов.
И вот шестеро смелых обратились именно в Конституционный суд, утверждая, что нормы закона противоречат положениям Конституции Украины. Шесть жалоб были объединены судом в одно дело. Рассмотрев его, КС признал закон полностью отвечающим Конституции Украины. Сверхважно заметить: решение КСУ является окончательным и не подлежит ни пересмотру, ни обжалованию. Кроме того, обращение других лиц по вопросам, которые уже рассматривались судом, не будут приниматься к рассмотрению.
Впрочем, возможно, в этой истории еще слишком рано ставить точку или даже три точки. Ведь некоторые украинские артисты, очевидно, будут надеяться на рассмотрение этот вопроса в Европейском суде по правам человека. Если так, то появится возможность продолжить эту тему на полосах газеты. А пока что — спектр комментариев по поводу контрактов в украинском театре.
* * *
Генеральный директор и художественный руководитель Ивано-Франковского Национального академического драматического театра им. Ивана Франко Ростислав Держипильский:
— Мы уже два года как живем по контрактной системе. И сегодня преимущества контрактной системы перед бессрочной для меня вполне очевидны. Ведь мы смогли обновить оркестр театра, набрав лучших музыкантов, годами имевших контракты в Европе и ради работы в нашем театре вернувшихся домой. Еще к нам пришел главный балетмейстер Дмитрий Лека. Да, это было непопулярное решение — отказаться от балета, который мы мало использовали в постановках, поэтому и подписали контракт с очень современным интересным молодым хореографом, который мыслит по-новому. Сейчас он работает со всей труппой, ежедневно проводя интенсивные тренажи. Он с блеском справился с пластическим решением мюзикла "Гуцулка Ксеня" и демонстрирует замечательный потенциал.
Наконец, я сам недавно победил в конкурсе на должность руководителя нашего театра. И ничего чрезвычайного в этом не вижу. Если мы хотим жить по-европейски, то не можем здесь жить так, а там — иначе, исповедуя еще постсоветские привычки. Система трудовых соглашений с творческими работниками работает во всей Европе. И контрактная система, убежден, одна из лучших реформ в культуре. Да, есть разные формы развития контрактной системы, мы выбрали эту, и должны ее совершенствовать, а не портить.
В чем я вижу возможные предостережения? В том, что могут оказаться без работы корифеи театра, старшее поколение. Они едва ли не больше всего остерегаются этих изменений. Но все зависит от мудрости руководителя театра. Как человек, который любит Театр, может ранить артиста? Думаю, здесь нужен такт.
А для молодежи контрактная система — огромный стимул находиться в творческом тонусе и стремиться к самообразованию и самосовершенствованию. С другой стороны, контрактная система дает талантливым, лучшим из них, неограниченные возможности. Вот как наш актер Роман Луцкий — вышел на всеевропейский уровень, добившись роли Гамлета в Польше среди 50 претендентов. И его пример должен вдохновлять других.
Директор и художественный руководитель Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.Василько Юлия Пивоварова:
— Контрактная система для меня как руководителя значительно упрощает ряд вопросов. Да, сегодня я могу предлагать актерам, которые сидели на ставке и получали зарплату, разовые выходы на сцену. Сегодня также я могу ставить вопрос о первичности репертуарного плана театра перед киносъемками актеров. Хотя актеры, которые на самом деле в театре, всегда находят баланс между кино и театром. Но у театра свой путь, свое развитие. И право актера выбирать. Если он хочет сниматься в кино и играть в театре, то мы всегда придем к согласию. Но если актер хочет диктовать условия театру, то нам на помощь придет именно контракт. Ведь сегодня огромная конкуренция в творческой среде.
Выпускник НМАУ им. Чайковского по классу скрипки и Guildhall school London, лауреат международных конкурсов, концертмейстер Одесского Национального филармонического оркестра (сейчас не работает в этом коллективе) Евгений Кострицкий:
— Скажу, что этот закон требует существенного совершенствования, поскольку контракты должны быть двух видов: срочный и бессрочный. Да, срочный контракт должны составлять от одного года до пяти лет (как ныне максимальный пятилетний срок у генерального директора). Также должна быть юридическая возможность переоформить срочный контракт в бессрочный. Каждое государственное культурное учреждение через обязательную систему составления коллективного договора между артистическим составом и администрацией самостоятельно решает, какое количество (процент) бессрочных контрактов есть в учреждении. К бессрочным контрактам, прежде всего, обязательно относятся должности руководителей подразделений (концертмейстеры оркестров и концертмейстеры групп оркестров и т.п.). По моему мнению, должности главного дирижера и художественного руководителя всегда должны иметь только срочный контракт, как и генерального директора — от одного года до пяти лет, и избирать их следует только по конкурсу.
А в состав конкурсной комиссии должен входить худсовет государственного культурного учреждения. Руководство культурного заведения не имеет права принимать никаких решений, противоречащих решению худсовета. В качестве примера: "Увольнение работников артистического состава оркестра разрывом трудового договора по инициативе администрации возможно только после рассмотрения этого вопроса художественным советом оркестра и согласования с профсоюзным комитетом".
Что касается Минюста, то это учреждение должно разработать после консультаций с ведущими артистами, которые жили и работали в Европе и имеют соответствующий опыт, новую форму контракта с артистическим персоналом согласно общеевропейской практике индивидуального графика работы и индивидуальной заработной платы каждого артиста.
Народный артист Украины, главный дирижер Днепровского камерного оркестра "Времена года", руководитель инструментального квинтета Argentum Дмитрий Логвин:
— Я руковожу двумя негосударственными оркестрами, одному из которых —"Времена года" — уже 26 лет, и, естественно, интересуюсь этой юридической сферой нашей жизни. Скажу, что в мире нет оркестра или театра, где на работу не брали бы на конкурсной основе или брали на постоянный контракт. Конечно, случаются и исключения.
Например, скрипач Антон Бараховский в силу его высоких музыкантских качеств получил пожизненный статус концертмейстера оркестра Баварского радио, который ему сделал главный дирижер Марис Янсонс. Но "там" нормой является участие оркестрантов в ежегодном конкурсе, концертмейстеры же играют конкурсы раз в 3 года.
Скажу, что контрактная система не так явно нужна на Западе, где нормой считается хорошо работать. У нас же стараются не работать при первой возможности, поэтому в Украине контракты необходимы. Но все же очень многое зависит от конкретной реализации закона, и от того, "кто судьи". Считаю нонсенсом, когда решение о работе оркестранта, артиста театра, хора принимает не художественный руководитель, а директор. Этот человек, как правило, либо не сложившийся музыкант, либо вообще из другой сферы деятельности. А вот худрук коллектива выберет того, кто будет максимально улучшать, поддерживать качество работы
И еще. По нашему законодательству уволить сотрудника, даже работающего в частном бизнесе, без его согласия практически невозможно. Поэтому только контракт может регулировать взаимоотношения внутри артистического коллектива.
Важно, чтобы контракт соблюдался обеими сторонами. И здесь для работника есть большие преимущества. Ведь можно "внести" в контракт то, что важно для его успешной работы. А далее остается только выполнять хорошо свои обязательства и требовать от работодателя того же. Подытожу: контрактная система в Украине нужна. Но нужно следить за тем, чтобы этот закон, несущий лишь положительные качества, не нарушался, и тогда все стороны процесса будут только в выигрыше.