yabl.ua
Константин Белинский
«ТЕО» — лучшее, что Украина может предлаожить европейскому театральному зрителю. Учредитель театра Юлия Юн организовала частный театр, где бывший актер и художник-постановщик «Даха» Дмитрий Костюминский получил полную творческую свободу.
Спектакль «Вакханки» базируется на оригинальной трагедии Эврипида с переосмыслением на современное восприятие. Оригинальные сюжеты мировой литературы пересчитываются на пальцах, а ссылаясь к Борхесу, то хватит только четырех. Поэтому помещать сюжет в новые предлагаемые обстоятельства — чуть ли не единственный инструмент творческой оригинальности автора современности. Вот и автор спектакля Дмитрий Костюминский поместил вакханические оргии в ночной клуб кислотного технорейва.
Трагедия Эврипида — в рождении нового бога и нежелании старых пророков принять новые законы. В тоталитарной секте среди женщин рождается Дионис, который уводит их, убеждая покинуть лидера секты Пенфея. Вместе с Дионисом женщины предаются вакхическим оргиям, а Пенфей, не принимая новорожденного бога, вступает с Дионисом в противоборство.
Аудиовизуал выдержан в стилистике Гаспара Ноэ. Ощущение, будто смотришь «Вход в пустоту», но при этом осознаешь, что пришел на живой спектакль. Театр заполняется плотным звуком смеси живой и электронной музыки, а динамика меняется от полной тишины до шумного и яркого техно. Картинка полна стробоскопами, дымом и неоновыми лампами, а разнонаправленный свет подчеркивает пластичность спектакля и эстетику человеческого тела.
«Вакханки» можно резать на сцены, находить Ницше, терять Фрейда, улыбаться с постдрамы или формировать новые смыслы. Но нельзя спорить, что это красивый спектакль, где наслаждаешься визуальной картинкой. Например, подобранным светом и пластикой тела исполнителя роли Диониса Андрея Утенкова, что вместе создает красивейшую сцену рождения бога.
«Вакханки» продолжительностью четыре с половиной часа начинаются еще до прихода зрителя, когда театр превращается в ночной клуб с диджейским лайв сетом. А два антракта сопровождаются нарастанием света и музыки, когда по всему театру разбегаются актрисы и танцуют. Показательно, что четыре с половиной часа кажутся недостаточными, потому что после спектакля уходить не хочется.
«Вакханки» — определенно 9 из 10. Всех отправляю и сам схожу еще. И пока в Киеве решают, в каком году «Пектораль» была хуже, или кто же достоин звания национального, Одесса просто «делает». И «делает» хорошо, куда без стыда приведу европейских друзей.