Олег Вергелис - редактор отдела культуры ZN.UA)
Екатерина Константинова - корреспондент отдела культуры ZN.UA)
Это сладкое слово "успех", за которым — жизненная удача, везение в профессии, общественное признание, медийное внимание. Собственно говоря, "Успех" — это не только одноименный роман Лиона Фейхтвангера или какая-нибудь омонимичная деревушка в Башкортостане, а энергетический всплеск, ареал интереса к личности.
Под занавес 2018-го разные СМИ традиционно ищут всевозможные формы "итогов года", в частности и в сфере культуры. ZN.UA как раз и предлагает формат культурных итогов как взгляд на успех. Это и отдельные успешные личности в различных культсферах, и успешные проекты, и даже влиятельные украинские культурные институции.
Мы попросили уважаемых экспертов (критиков, журналистов) предложить свои версии успешных и успешного в культуре — в 2018-м — хотя бы в пределах нескольких позиций (поскольку нельзя объять необъятное). И поскольку эксперты — люди профессиональные, то их выбор более чем объективен и реален.
Ну и еще несколько слов об успехе, уж коль затронута эта тема накануне Нового года. Разные мнения и комментарии об успехе (как авторские, так и редакционные) объединяет одна шапка — это парафраз на тему известного эссе Теннесси Уильямса "Трамвай "Успех". В своем тексте великий американский драматург безо всякой эйфории и даже порою без оптимизма размышляет о мучительном пути к этому самому "успеху". Вот он пишет: "Успех — это же не финансы, не обеспеченность, это не заработки на горе…". Он же: "Что нужно художнику (для успеха)? Всепоглощающий интерес к людям и их делам, а еще доля сострадания…". И как бы резюмируя свои рефлексии на заданную тему, Уильямс пишет: "Душевная чистота — это единственный вид успеха, который нужен человеку". И в темные, и в светлые времена, и накануне праздника, и в будни подобная чистота — действительно дефицитный успех и самый дорогой подарок.
По мнению наблюдателей, сегодня в Украине театральный бум. По версии театрального критика Анастасии Гайшенец, есть немало ярких сценических фигурантов такого вот бума. В частности тех, кто сделал 2018-й подлинно театральным годом в Украине.
Тамара Трунова — постановщик двух громких независимых театральных проектов: "Плохие дороги" по пьесе Натальи Ворожбит и "Номера" по пьесе Олега Сенцова. Оба спектакля — на "Сцене 6", оба имеют хорошую прессу, в основе постановок — более чем актуальные авторы и темы. В то же время Трунова не "прячется" за именитых авторов, а создает свой подлинно театральный мир, довольно смело вторгаясь в пространство авторских текстов. С учетом работы Тамары и в Театре на Левом берегу Днепра, и победы на премии "ГРА" (за лучший музыкальный проект), пожалуй, Трунова — один из бесспорных театральных лидеров 2018-го.
Роман Грыгорив и Илья Разумейко в рамках музыкальной формации Nova Opera в 2018-м не уставали креативить и удивлять новыми идеями. В частности, одну из таких идей они реализовали вместе с театральным режиссером Ростиславом Держипильским на фестивале Portо-Franko (Ивано-Франковск). Эта футуристическая опера Aerophonia, собравшая на стадионе "Рух" тысячи зрителей-слушателей, потрясла воображение тем, что самолет аккомпанировал музыкантам. На глазах огромной аудитории возникало уникальное, доселе невиданное действо, которое, по мнению авторов, предполагало попытку создать историю человека и машины, создать синтез разных опер. В 2018 году опера-реквием IYOV, над которой работали композиторы, отмечена среди топ-10 лучших в мире.
Стас Жирков — один из самых активных украинских режиссеров своего поколения. Больше и чаще других ставит за рубежом. В 2018-м с успехом прошли три его премьеры в Беларуси и Германии. В Украине он также выпустил несколько важных для себя постановок — "Дівчинка з ведмедиком" в Театре на Подоле, "Вона його любила" в Одесском театре им. В.Василько. В родных "Золотых воротах" культовой любовью пользуется спектакль-дуэт "Калеки", в котором играют талантливые молодые актеры Богдан Буйлук и Владислав Онищенко, добавившие себе популярности участием в текущем "Х-факторе".
Дэн Гуменный активно развивал в 2018-м "PostPlayТеатр", который расположен на старом Подоле и притягивает к себе ценителей "критического театра", обращает внимание зрителей на некомфортные и болезненные темы. В этом году "PostPlayТеатр" и Дэн Гуменный немало сделали для того, чтобы в Киеве показал свои опальные и резонансные проекты московский "Театр.doc".
Антон Овчинников, по его же словам, стремится развивать и пропагандировать в Украине междисциплинарные формы: перформативные, сценические проекты, которые бы объединяли артистов разных жанров — визуального, театрального, танцевального, музыкального. Антон — перформер, хореограф, основатель международного фестиваля современного танцевального театра Zelyonka Fest. Основные проекты: Zelyonka FEST 2018 (16-22 апреля) - Центр Курбаса, Центр им Козловского, Малая Опера, ЦСИ ДАХ, 5 стран участников; общий сайт-специфик проект по мейд Уизерс (США) - перформативное исследования взаимодействия и взаимовлияния русской архитектуры и тела. На территории ВДНХ, июнь 2018; совместный проект с Питером Кайлом (США) - создание перформанса и цикл образовательных проектов совместно с университетами Украины (Харьков, Львов). Тур по четырем городам Украины - Киев - Львов - Херсон - Харьков. июль - август 2018.
Богдан Струтинский — глава Национального союза театральных деятелей Украины, руководитель Национального театра оперетты. Благодаря его энергии и усилиям в 2018-м удалось воплотить в жизнь давнюю мечту отечественных театралов о всеукраинской театральной премии. Эта премия обрела название — "ГРА". И в ноябре определила своих фаворитов за 2017-й. В это же время родной театр г-на Струтинского уже который сезон потрясает воображение кассовыми сборами, переполненными залами, новыми сценическими пространствами, экспериментальными направлениями (один из интересных экспериментов 2018-го — "Москалиця" по М.Матиос).
Роза Саркисян — главный режиссер Первого академического украинского театра для детей и юношества во Львове. В 2018-м критики оценили ее спектакли — "Психоз 4.48" (текст Сары Кейн) в Киевском театре "Актер" и "Прекрасные, прекрасные времена" на основе произведения Эльфриды Эллинек "За дверью", этот проект реализован во Львове. Роза активна как куратор и педагог. В этом году она активно участвовала в летней школе НСТДУ.
Оксана Черкашина — одна из самых ярких и харизматичных украинских актрис нового времени. Ее знают и любят в Харькове по спектаклям театра "Прекрасные цветы". Столичный зритель тоже оценил ее в нескольких работах последнего времени. В частности, в "Плохих дорогах" Тамары Труновой, где Оксана создала, пожалуй, один из наиболее впечатляющих женских образов этого проекта.
Вирляна Ткач — американский театральный режиссер с украинскими корнями (руководитель Yra Arts Group) вместе с коллегами подарила столице грандиозную выставку — "Курбас: Нові світи" в "Мистецькому Арсеналі". Проект раскрывает творческую лабораторию и насыщенный внутренний мир гениального украинского режиссера.
Иван Урывский в трех украинских городах — Одесса, Киев, Львов — поставил три резонансных спектакля, которые вроде бы "сшивают" Украину, ее театральное пространство. К его "Женитьбе", "Фрекен Юлии" и "Перехресним стежкам" достаточно большой интерес, о спектаклях активно пишут и спорят, отмечая удивительное образное мышление режиссера, его неудержимую фантазию и особую любовь к большой литературе. На "Перехресні стежки" в Львовском театре им. Леся Курбаса практически невозможно попасть: билеты разметают за несколько минут.
Андрей Бакиров. В 2018-м на этого режиссера награды сыпались как из рога изобилия — за спектакль "Вий. Докудрама" в Черниговском театре им. Т.Шевченко он получил театральную премию им. Леся Курбаса и премию "ГРА" за лучший драматический спектакль в Украине. В "Вие" на основе пьесы Наталии Ворожбит Бакиров увидел не только мистическую тьму украинской провинции, но и свет в конце тоннеля, а свет этот — вера в человека и в Бога.