yabl.ua/Юрий Володарский
В театре «Золотые ворота» состоялась премьера спектакля «Ричард III». Постановку по пьесе Шекспира готовила режиссер из Германии, художественный руководитель Theater Magdeburg Корнелия Кромбгольц.
Еще за несколько дней до премьеры она рассказала Yabl, откуда возникла идея поставить в Киеве Шекспира, почему ее версия «Ричарда III» не похожа ни на какую другую, чем украинские актеры отличаются от немецких и как она отреагировала на военное положение в приграничных областях страны. Рецензию, разумеется, готовим.
Первый вопрос простой и напрашивающийся. Почему Украина, почему Киев?
Еще с 2000-х я часто бывала в Украине. Мне показали страну, познакомили с вашей театральной жизнью. На наш магдебургский Wild Festival мы приглашали украинские театры. Следующим шагом в этом направлении стала моя работа в Киеве. Стас Жирков, будучи на нашем фестивале, предложил мне поставить что-нибудь в «Золотых воротах». Я подумала: а почему нет? Мы обсудили с ним детали – и вот я здесь.
А кто решил, что именно «Ричард III»?
Мы долго думали, какую пьесу я буду ставить. В Магдебурге у меня был спектакль о Мари Ле Пен, о том, что было бы, если бы она стала президентом Франции. В Киеве я хотела сделать что-то подобное, но с современной драматургией за один месяц чисто технически справиться было бы нелегко. Мы решили обратиться к какому-нибудь более старому материалу, чтобы через призму времени посмотреть на нашу нынешнюю эпоху. И подумали, что никто так ярко не описывает политические коллизии, как Шекспир в «Ричарде III».
Есть разные трактовки этого образа. «Ричард III», безусловно, тиран, мерзавец и чудовище, но для некоторых режиссеров он также человек, которого в детстве сильно недолюбили. Какая трактовка вам ближе?
У нас получился микс этих образов. Ричард одновременно и жестокий тиран, и ребенок, не получивший любви. Еще многое объясняется его родословной: родители Ричарда были не лучше его самого.
«Ричард III» – спектакль с ярко выраженной центральной фигурой. Как выбирали актера на заглавную роль?
Поскольку я не очень хорошо знала актерский состав театра, исполнителя выбирал Стас. Ричарда играет Екатерина Вишневая, хотя изначально в этой роли выступали сразу две актрисы. А вообще в нашем спектакле важны все – женская труппа «Золотых ворот» в нем задействована практически целиком.
Погодите, у вас что же, Ричарда III играет девушка?
У нас все роли играют женщины.
Ничего себе. Это была лично ваша идея?
Да. Я очень хотела это сделать. То, что женщина играет мужскую роль, давно уже не редкость, но в этом спектакле мне хотелось показать Ричарда с точки зрения женщины. Еще интересно было посмотреть на политические взгляды через женскую ментальность, дать женский взгляд на то, что происходит в политике. Скажем, у Брехта, когда ты играешь какого-то персонажа, тебе нужно создать его обобщенный образ, не важно, мужчина это или женщина. А здесь важен именно женский подход.
Были ли в истории театра случаи, когда Ричарда III играли женщины?
Лично мне такие постановки не известны, надеюсь, я придумала что-то новенькое. Ну и у меня же не только Ричарда играет девушка… Думаю, что с исключительно женским актерским составом эту пьесу не ставил никто.
Тираны почти всегда мужчины. Все-таки доминирование, агрессия, насаждение диктатуры – это мужские черты, не так ли?
Конечно. Именно поэтому мне захотелось, чтобы тирана сыграла женщина.
Как вам работалось с украинскими актерами? Чем они отличаются от немецких?
У немецких актеров другой подход к рабочему процессу. Они не сразу выстраивают сцену, а активно импровизируют, благодаря чему возникает много находок. Украинские актеры предпочитают стабильность, им нужно четко указать, что и как делать, и они будут это делать именно так и никак иначе.
Вам не кажется, что так проявляется наша советская и постсоветская ментальность?
Может быть. В Германии режиссер не является этаким генералиссимусом, он не руководит непосредственно всем процессом постановки. Мы даем актерам гораздо больше свободы. А вот 30 лет назад у нас было приблизительно то же, что у вас сейчас. С другой стороны, мне интересно попробовать иные методы работы. Это не так просто: актрисам приходится подстраиваться под меня, а мне под них. Но так и должно быть, в этом суть нашего проекта. Такое сотрудничество дает возможность освежить взгляд. Это как зеркало, причем очень полезное.
Вы выросли в Восточной Германии. Чем для вас было падение Берлинской стены, воссоединение Германии? По-прежнему ли западная и восточная части страны существенно отличаются по менталитету и уровню жизни?
Мне тогда было около двадцати. Безусловно, я была очень рада: передо мной открылся новый мир, а я как раз хотела научиться всему на свете. Что до разницы между востоком и западом, то проблема действительно существует. Именно из-за этого восточные немцы сейчас так активно голосуют за правые силы. Впрочем, это проблема не только немецкая, но и общеевропейская – это еще одно основание, чтобы ставить именно «Ричарда III». Кстати, в спектакле речь идет об ответственности не только правителя, но и его окружения. Никто ведь не сказал Ричарду: «Остановитесь, так нельзя!» Не исключено, что мы сейчас идем к новой диктатуре, новой тирании.
Тирания может быть как правая, так и левая. Какая хуже?
Обе хуже. Но главная проблема в том, что европейская демократическая система не может существовать в ее нынешнем виде.
А какая альтернатива?
В том-то и беда. Демократия превращается во вседозволенность, а это неприемлемо. За демократией надо хорошенько следить.
Похоже, вы не либерал!
А кого вы называете либералами?
Ох, это уже очень долгий разговор... Скажите лучше, следите ли вы за нашей политической ситуацией, не пугает ли она вас?
Да, два дня я провела в некотором страхе из-за военного положения, но что поделать, если у вас уже четыре года идет война, а мир это игнорирует? Сейчас мы наконец-то об этом вспомнили. С другой стороны… Мне сейчас отовсюду пишут, спрашивают: ты случайно не в Украине – что там у вас происходит? Отвечаю: да ничего особенного, каждый день хожу на репетиции. Я уверена, что мы должны бороться со своими слабостями, не терять концентрации и продолжать работать. Ну и, конечно, делать свою работу честно и хорошо.