Екатерина Константинова - корреспондент отдела культуры ZN.UA
С 24 по 30 ноября в столице развернется первый Всеукраинский театральный фестиваль-премия "ГРА", на котором будет представлено 12 украинских спектаклей, отобранных экспертами премии для финальных гонок. Что это за спектакли? И почему на них надо попасть?
(1)
"RH+"
Закарпатский областной венгерский драматический театр. "Игра сновидений". Режиссер — Олег Мельничук.
24 ноября. На сцене ТЮЗа на Липках. Язык спектакля — венгерский.
Спектакль является своеобразной компиляцией из произведений В.Пелевина, Дж.Оруэлла, Р.Баха, картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля. Сценография — Иболя Орос. Художник костюмов — Дьердь Копинец. Как отмечают сами авторы, "RH+" — драматический спектакль об обстоятельствах, в которые мы иногда попадаем: они могут подтолкнуть к попыткам вырваться за преграды, стоящие перед нами стеной. Мир спектакля умышленно "уменьшен", чтобы мы почувствовали, какой он величественный. Мир одновременно не настолько простой и не настолько сложный, каким мы его иногда считаем. Герои спектакля размышляют о таких вечных явлениях, как любовь, судьба, конец мира, судный день, жизнь после смерти.
Почему надо? Приезд Закарпатского венгерского театра в Киев — уже само собой событие. А после просмотра зрители смогут резюмировать, является ли событием сам спектакль.
(2)
"Виталик"
Дикий театр. "Спектакль о мужчине". Режиссер — Максим Голенко.
24 ноября. На сцене Малой оперы.
Этот театр создает острые и провокативные спектакли. Некоторые из них отдельных зрителей могут даже "травмировать", могут вызвать и негодование, и возражение. Именно такой "Виталик", чью историю рассказал журналист Виталий Ченский, намекая, что этот сюжет имеет признаки автобиографичности. Он рассказывает о неидеальном, закомплексованном сорокалетнем "парне" из Мариуполя, который снимает комнату у бабушек в Киеве, работает журналистом, ищет смысл жизни, деньги, заботу, любовь и вдохновение. Некоторые критики говорят, что это один из самых сильных спектаклей "Дикого". Почему надо? Тем, кто еще не видел спектакль, просто следует его увидеть, дабы понять, что в Украине есть "другой" театр — театр без табу, театр, который пытается говорить о серьезных вещах на языке откровенном, иногда нецензурном, но искреннем.
(3)
"Папа, ты меня любил?"
Киевский театр "Золотые ворота". "Семейные воспоминания на 2 действия". Режиссер — Стас Жирков.
24 ноября.
Очень популярный киевский спектакль по пьесе белоруса Дмитрия Богославского. Главный герой, Александр, постоянно "видит" своего покойного отца, а еще — колодец на родном дворе. Сын все время мучается вопросом: почему его отец всегда говорит только о колодце и никогда — о том, любил ли он сына? В то же время сестры Александра хотят продать родительский дом... Впрочем, это только внешняя фабула. У киевского спектакля напряженная и исповедальная внутренняя режиссерская фабула, через которую каждый зритель словно заглядывает в колодец собственных воспоминаний и сомнений. Почему надо? Спектакль уже имеет репутацию одного из самых интересных (в течение последних киевских сезонов). Искусная режиссура, замечательный актерский состав — Роман Ясиновский, Александр Ярема, Ирина Ткаченко, Виталина Библив, Инна Мирошниченко, Антон Соловей.
(4)
"Соблазненные жаждой"
Криворожский академический театр музыкально-пластических искусств "Академия движения". Трагифарс. Режиссер — Александр Бельский.
25 ноября. На сцене Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества.
В шорт-лист "ГРИ" эта постановка вошла как один из "лучших пластических спектаклей". Художник — Александра Вернеева, музыкальное оформление — Антонина Бельская. Текст от автора: "Так долго продолжалась ночь, что первый луч света вызвал потрясение и хаос в душах людей. Неукротимое чувство жажды овладело ими. Круг света ненадолго разомкнулся и сомкнулся снова. И только чувство жажды, как в знойной пустыне, не переставало вновь и вновь преследовать их...". Почему надо? У этого криворожского театра — устойчивая репутация коллектива творческого, экспериментального, способного на интересные художественные поиски. Следовательно, есть возможность в этом убедиться.
(5)
"Под небом синим"
Киевский национальный академический театр оперетты. Фарс. Режиссер — Тамара Трунова.
25 ноября.
Экспериментальная постановка по произведению Дэвида Элдриджа. Композитор — Богдан Решетилов. В Национальном театре оперетты проект "Под небом синим" появился как творческий результат театрального конкурса Taking the Stage, инициированного Британским советом в Украине. Пьеса состоит из трех новелл-диалогов, где шестеро героев, учителей, пытаются объясниться друг с другом. Это история об отношениях между мужчиной и женщиной, которые становятся лабиринтом, а из лабиринта иногда нет выхода. Почему надо? В спектакле Тамары Труновой задействованы актеры Национальной оперетты и "Золотых ворот", такое творческое сотрудничество порождает особую синергию. Постановка заинтересует как интеллектуалов, так и обычного зрителя, ведь это история о вечных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
(6)
Гамлет/Hamlet
Ивано-Франковский музыкально-драматический театр им. И.Франко. Неоопера-ужас. Режиссер — Ростислав Держипильский (копродукция с музыкальной формацией NOVA OPERA, композиторы Роман Григорив, Илья Разумейко).
25 ноября. На "Сцене 6".
В основе этой неооперы — великая трагедия У.Шекспира. То есть трагедия вечных ошибок человечества, продиктованных греховными желаниями власти, денег и других приманок. Перевод Юрия Андруховича. Именно его перевод "Гамлета" звучит в современных ритмах, он насыщен и разговорной лексикой, и фразеологизмами, приближающими текст к современному зрителю. Согласно концепции режиссера Держипильского, принц датский и вся его королевская семья уже давно почивают под "могильным весом" столетий, как вдруг три богини мести эринии пробуждают Гамлета от сна и дают ему еще один шанс — вновь ответить на вечный вопрос человечества: быть или не быть? В музыкальной партитуре проекта объединяются необарокко, фольклор, черный джаз, рок и трип-хоп, аллюзии на киномузыку 70-х, цитаты из Генделя и Шенберга, цыганские напевы, мелос сербской свадьбы. В главных ролях — Алексей Гнатковский, Ирма Витовская, Дмитрий Рыбалевский, Юрий Хвостенко, Анастасия Блажчук, Иван Блиндар. Почему надо? Этот спектакль уже получил немало приверженцев, среди них, например, всемирно известный шекспировед Майкл Добсон, очень высоко оценивший украинский проект. И к тому же спектакль — образец уникального режиссерского диалога с пространством: во Франковске проект играют в подвале. Поскольку же в Киеве будет модная "Сцена 6", то и диалог ожидается и новый, и непредсказуемый.
(7)
"Дидона и Эней"
Open Opera Ukraine. Барокковая опера. Режиссер — Тамара Трунова. 2
6 ноября. НСК "Олимпийский", холл чемпионов.
Этот спектакль является проектом общественной организации Open Opera Ukraine, которая и презентует полномасштабную сценическую версию оперы англичанина Генри Перселла, написанную в конце XVII в. По мнению критиков, постановка соответствует современным стандартам мирового музыкального театра. Участники проекта — международная команда, сформированная по результатам кастинга: солисты, хор и участники оркестра из Киева, Львова, Минска, Франкфурта и Санкт-Петербурга. Дирижер-постановщик — Назар Кожухар. Те, кто уже слышал эту барокковую оперу, говорят, что режиссер "презентует все скрытые тональности в мифической драме фатальной любви". Постановка получила ряд благоприятных отзывов от музыкальных критиков. Почему надо? Прежде всего потому, что барокковая опера — эксклюзив в репертуарных афишах украинского театра. А также потому, что есть мастерское исполнение классического произведения и современная музыкальная режиссура.
(8)
"Коза-Дереза"
Днепровский городской театр кукол. "Украинский лубок". Авторы — Роман Гребенюк, Александр Полищук.
27 ноября. На сцене Театра "Актер".
Этот детский спектакль приглашает в "сказочный город", в котором, конечно, живут необыкновенные жители. Они и предлагают некоторые известные сказки якобы в другом ракурсе, под другим углом зрения. Хотя бы эту — "Коза-Дереза". Почему надо? Есть возможность посмотреть детский спектакль из Днепра вместе с детьми или всей семьей.
(9)
"Мнимый больной"
Харьковский академический театр кукол им. В.Афанасьева. Режиссер — Оксана Дмитриева.
27 ноября. На сцене киевского ТЮЗа на Липках.
С 2007 г. творческим лидером этого харьковского коллектива является Оксана Дмитриева. Ее постановки имеют мощную творческую огласку не только в Украине, но и за ее пределами. Этот спектакль — подтверждение. Художник — Наталия Денисова, пластика — Влад Розин. "Мнимый больной" — классическая комедия французского драматурга Жака Батиста Мольера — в режиссерской оправе Дмитриевой воспринимается еще и как история об искренней любви немолодого человека. Ее спектакль словно намекает, что никто из нас не сможет жить без любви. И какими только средствами не пользуется человек (особенно если это мужчина переходного возраста), чтобы привлечь к себе внимание родных, избавиться от своих фобий. В спектакле центральные партии играют драматические актеры, но есть место и режиссерским любимцам — куклам. Почему надо? Не каждый день один из самых интересных в Украине театров приезжает погостить в столицу, не каждый день есть возможность посмаковать такое эстетское трактование классической комедии. Ну и, наконец, можно сравнить двух "больных" — харьковского и киевского (в театре им. Леси Украинки).
(10)
"Ангел, потерявший звезду"
Черниговский областной театр кукол им. Александра Довженко. "Космически-фантастическая история в стиле буфф". Режиссер — Виталий Гольцов.
28 ноября. На сцене Киевского академического театра кукол.
Автор пьесы — Неля Шейко-Медведева, постановочная группа — Виталий Гольцов, Елена Загребина, Антон Гаркуша, Артем Винтовка. Художники объединили в своем "космическом" спектакле мир ангелов и людей. В этом спектакле все начинается с того, что Ангел теряет звезду, она падает на землю, и вокруг нее начинается настоящая детективная суета: с похищениями, погонями, грабителями и даже полицией. Почему надо? Еще один детский спектакль — из Чернигова — который могут оценить не только специалисты, но также дети и их родители.
(11)
"Белая ворона"
Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии. Рок-опера. Режиссер — Максим Голенко.
28 ноября. На сцене Национального театра им. И.Франко.
Это произведение Юрия Рыбчинского и Геннадия Татарченко, считайте, уже является современной классикой украинского театра. Ведь еще в начале 90-х именно на сцене франковцев многим запомнился спектакль с Натальей Сумской и Анатолием Хостикоевым в главных ролях (режиссер Сергей Данченко). В то же время режиссер Максим Голенко словно "перезагружает" произведение Рыбчинского—Татарченко, доказывает, что их рок-опера очень актуальна и сегодня. В его николаевской версии дирижер-постановщик — Виктор Урес, хормейстер-постановщик — Людмила Головащенко, балетмейстер — Максим Булгаков, художник — Алла Локтионова. В николаевской версии о Жанне Д'арк изменены некоторые акценты, здесь буквально беснуется прожорливая Война, появляется визуальный строй военных камуфляжных костюмов в окружении французской Девы и возникают непрозрачные ассоциации отношений сегодняшней власти и народа. Почему надо? Прекрасная рок-опера, современное трактование.
(12)
"Вий. Докудрама"
Черниговский украинский театр им. Т.Шевченко. Постановка и музыкальное решение — Андрей Бакиров.
29 ноября. На сцене Национального театра им. И.Франко.
В этом году за своего "Вия" режиссер Андрей Бакиров получил престижную премию им. Леся Курбаса. Этот же спектакль номинирован на "ГРУ" как одна из лучших драматических постановок. "Вий" — креативное переосмысление Бакировым пьесы Наталии Ворожбит. Использовав фольклорную гоголевскую фабулу, драматург переносит события классического произведения в нашу реальность. Следовательно, есть мистический сюжет о двух французах, которые приезжают в Украину в гости к интернет-знакомой Оксане, и эти иностранные гости неожиданно оказываются в вихре невероятных украинских событий. Обычно такие события находятся за пределом объективного мышления, но затрагивают сокровенные духовные глубины, где скрыты ответы на разные сакральные вопросы...
Почему надо? Хотя бы потому, что Черниговский украинский театр сегодня на заметном творческом взлете, их спектакли участвуют во многих фестивалях, у них довольно мощная труппа. Философичный черниговский "Вий" по Ворожбит не настолько радикальный, как киевский (от Максима Голенко), но каждая режиссерская версия имеет право быть.
P.S.
12 спектаклей "ГРИ" (с разных регионов Украины) представлены в разных номинациях:
лучший драматический спектакль,
лучший музыкальный спектакль,
лучший спектакль камерной сцены,
лучший детский спектакль,
лучший экспериментальный проект etc.
В отдельных номинациях спектакль-победитель в ноябре и определит международное жюри. В его состав вошли теоретики и практики мирового театра:
директор Ассоциации Opera Europa Николас Пейн (Великобритания);
исполнительный директор Comic Opera Helsinki Лаура Акерлунд (Финляндия),
режиссер Йонас Вайткус (Литва),
редактор театрального журнала Моника Квасневська (Польша),
художественный руководитель Тбилисского театра им. Сандро Ахметели Ираклий Гогия (Грузия).