Олег Вергелис (редактор отдела культуры ZN.UA)
Борьба за статус национального заведения ныне зачастую превращается исключительно в борьбу за финансовую составляющую. На сайте Министерства культуры Украины официально указано 10 (десять) наших "национальных театров". Именно сейчас, накануне выборов, и начались активные маневры — со стороны местной власти в разных регионах, — чтобы таких театров со временем стало, скажем, 100.
Давненько живем по законам "театра абсурда" — не только мы, но и весь мир. Но публицистическая риторика по поводу возможной девальвации "национального" статуса затронула и читателей, и театралов: в соцсетях комментируют, в театрах — конструктивно обсуждают.
И это чудесно. Следовательно, тема — актуальна. Действительно, в чем суть "национального" вопроса?
В том, что борьба за статус национального заведения ныне зачастую превращается исключительно в борьбу за финансовую составляющую. Поскольку статус национального и предусматривает стремительный коэффициент именно финансового роста того или иного театра (культурного заведения в целом). То есть "первым делом — самолеты..." Жизнь сложна, не все довольны зарплатами, бюджетами. Поэтому понятна тенденция улучшить внутрицеховое театральное экономическое благосостояние. Ведь, к сожалению, во многих украинских театрах у приличных артистов зарплаты скромные, а финансовые обороты не всегда позволяют реализовать те или иные амбициозные сценические проекты.
Другой вопрос — а к чему здесь статус? Если есть соответствующий указ президента Украины, и есть соответствующее Положение о национальном заведении (учреждении) Украины с определенными изменениями, которые вносились в соответствии с требованием времени и ситуаций. Итак, согласно Положению (Указу президента Украины от 16 июня 1995 года № 451/95, "статус национального предоставляется заведению (учреждению) Украины, достигшему наивысших показателей в своей деятельности по использованию интеллектуального потенциала нации, реализации идеи национального возрождения и развития Украины, внедрению государственного языка и является ведущим среди отраслевой группы заведений (учреждений) гуманитарной сферы". "Статус национального заведения (учреждения) Украины может быть предоставлен только одному заведению (учреждению) в соответствующей группе". "Основаниями для предоставления заведению (учреждению) Украины статуса национального являются: общегосударственное и международное признание результатов деятельности; разработка и практическая реализация им важнейших государственных программ в гуманитарной сфере; наличие в заведении признанных на общегосударственном или мировом уровне специалистов и их авторских школ или специалистов с высоким уровнем профессиональной квалификации и большим опытом практической работы..." Цитировать документ можно и далее. Но остановлюсь на существенном. Из перечня тех театров, которые уже являются национальными, и из когорты того десятка, который ими стремится стать в предвыборный период, далеко не каждый соответствует описанным выше дефинициям из Положения, т.е. соответствующего указа.
Особенно в направлении главном и идеологически показательном:
а) международное признание,
б) мировой уровень,
в) реализация идей национального возрождения.
Все же здесь больше знаков вопроса, чем радостных восклицательных знаков. Не примите как юмор, но, возможно, больше всего оснований для национального статуса, согласно действующему Положению, у театра "Киев Модерн Балет", поскольку театр Раду Поклитару имеет реальную международную репутацию и пропагандирует украинскую модерную хореографию в мире. Как может, так и пропагандирует
Теперь вновь обращусь к сайту Министерства культуры Украины. Там реестр Национальных театров — в таком порядке.
1. Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко.
2. Национальный академический театр имени Марии Заньковецкой.
3. Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки.
4. Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
5. Одесский Национальный академический театр оперы и балета.
6. Львовский Национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой.
7. Харьковский Национальный академический театр оперы и балета имени Николая Лысенко.
8. Киевский Национальный академический театр оперетты.
9. Донецкий Национальный академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко.
10. Донецкий Национальный академический украинский музыкально-драматический театр.
Олег СТЕФАН,
лауреат Национальной премии им. Т.Шевченко
— Национальным должен быть тот театр, который дает стопроцентно конкурентоспособный художественный продукт — в мировом контексте. И достойно презентует искусство своей страны как внутри, так и за ее пределами. Например, такими являются театры Аттилы Виднянского в Венгрии, Кшиштофа Варликовского в Польше. Возможно, таким мог бы быть театр Андрея Жолдака, если бы он остался в Украине. Получение или неполучение статуса "национальный" у нас обычно является предметом торга и в большей степени зависит от ловкости того или иного руководителя. В свое время Донецкий украинский театр благодаря Марку Бровуну (хороший был директор) получил такой статус. Со временем его дочь чего-то не поняла, — и вот теперь есть "письмо скорби" от национального коллектива в Донецке по поводу смерти бандита Захарченко. Есть и еще несколько умелых директоров, которые смогли...
В то же время у меня не вызывает сомнения, что официально первые сцены могут быть национальными — Киевская опера, Театр Франко. А вот дальше? И по каким критериям? Поскольку, если определять такими критериями памятники архитектуры, т.е. сцены, на которых продолжительное время выступали великие актеры, певцы и танцовщики, то это одно. А тогда почему, например, помещение Харьковского украинского театра до сих пор не национальное? Если учитывать реальный художественный уровень многих театров и качество спектаклей современных трупп, то здесь статус "национальный" носил бы исключительно временный характер, и некоторых национальных театров сейчас бы не было. Замечу, если бы зарплаты актеров в национальных театрах были выше не втрое, чем зарплаты простых смертных актеров, а, например, только на 30%, — то и этот вопрос был бы не таким жгучим в нашем театральном социуме.