В Украине стартовал новый театральный сезон, а вместе с ним — и новые предвкушения-опасения. Совсем не о творческой части этот мой "блог". .
Более 80 лет назад Федерико Гарсиа Лорка изложил свою громкую речь о театре, одна лишь цитата из которой по-прежнему для всех актуальна — "Увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить целую нацию".
Как вы понимаете, неустанная борьба между копытами и крыльями, т.е. между бесами и ангелами в искусстве театра, не имеет конца и начала, она вечная, как монолог Гамлета, как похороны Офелии, как отеческие стенания Короля Лира. Только не о них, бессмертных, в этот раз. В этот раз о неких призрачных, а то и абсолютно реальных тенденциях в нашем театральном хозяйстве, которые не так уж сложно спрогнозировать. То есть в поле зрения — только базис. И пока никакой художественной надстройки.
Одной из примет этого театрального сезона станет заметное повышение цен на билеты. Если раньше театр мог перевербовать какую-то часть зрителей на свою сторону, вырвав их благодаря дешевизне билетов из кинозалов, то впредь будет несколько иначе. 400 а то и 500 гривен за один билет — далеко не предел для того или иного муниципального театра. И даже национальные театры, у которых покрупнее государственные дотации, тоже вынужденно поднимут стоимость билетов на свои кассовые хиты. Это касается и Национальной оперы, и Театра Франко, и Театра Леси Украинки. Кассовые хиты в этом случае — балеты Чайковского, оперы с участием Людмилы Монастырской, постановки с участием Анатолия Хостикоева и Натальи Сумской, популярные спектакли с участием Анны Варпаховской и т.д. Естественно, подорожание может происходить не резко, не сразу. Но с учетом геометрической прогрессии цен на коммуналку у зрителя всегда остается выбор — быть или не быть. Это вовсе не значит, что пренепременно ожидается зрительский спад в ведущих театрах. Просто впредь зритель будет более избирателен и экономен, определяя куда, на что и на кого ему идти. Поэтому выживут на аншлагах все те же стопроцентные спектакли-хиты, а репертуарные спектакли-аутсайдеры еще больше просядут по сборам, и вскоре их тихонечко спишут. Такова театральная реальность, се ля ви.
С другой стороны (и мне от этого совсем не легче), если раньше я принципиально покупал билеты только в один столичный театр, теперь же таких намечается два, а то и три. И это не предел. Свободомыслие театрального обозревателя предполагает высокую цену за мнимое искусство.
В стартовавшем сезоне, несомненно, будет еще популярнее "фидбэк" —быстрый, мгновенный, оперативный отклик на те или иные премьеры. Когда традиционная пресса несколько уступит оперативное лидерство тем же блогерам, хейтерам, мгновенному хайпу и ситуативному словословию. Впрочем, у традиционной прессы есть свои преимущества — контекстуальная основательность, некая итоговость проделанного на сцене большими и маленькими художниками, а также способ "увековечивания в истории" той или иной постановки, поскольку посты гаснут быстро, а мемуары остаются, иногда даже полыхают. Впрочем, не только "мемуары", но и адекватные профессиональные аналитические тексты ценны для истории. И еще одна нехудожественная примета наступившего сезона — т.н. "национализация" многих наших театров. В этом плане Минкульт уже "постарался" приоткрыть шлюзы — и ринул поток желающих, жаждущих. Несмотря на то, что раньше статус национального театра предполагал некий строгий лимит, едва ли не на государственном уровне. С этого же сезона все бодро пойдет по утрамбованной колее "академических". Национальными захотят стать все и в массовом порядке, возбудившись теми или иными маневрами тех или иных муниципальных либо региональных коллективов. Насколько мне известно, уже сейчас наготове осваивать-пробивать национальный статус театры из Днепропетровска, Николаева, других городов. В столице тоже зашевелились, обнаружив, что один из муниципальных театров, переписав на свое усмотрение "Википедию", как-то движется к заветному финансовому статусу. Настаиваю, именно финансовый статус — залог всей этой подковерной борьбы. Борьбы за деньги. Потому что многие борцы так же далеки от искусства, как состав Кабмина от подлинных подробностей отечественной театральной истории. И в этом плане даже не стоит строго ругать театральных руководителей, которые хотят удержать творческие силы большими деньгами.
Но все же повторюсь, теперешняя борьба сезона за национальные только лишь девальвирует сам этот статус, если он приобретет массовый и непрогнозируемый характер. В конце концов, статус национальных нужно присвоить всем — и одновременно. Можно подумать, у нас за это время обнаружился свой "Глобус"? Но и потом, не все же в театре решают только деньги и только высокие зарплаты. А поиграть на коврике, отдохнув от сериалов?
Еще один пункт нехудожественности, который мне кажется особо тревожным в наступившем и последующем сезонах, имеет краски и оттенки медиакрии, т.е. власти посредственности, власти серости. Но снова-таки здесь объективные процессы: количество театральных специалистов, которых ежегодно выбрасывают на рынок труда творческие вузы, столь массово и порою бессмысленно, что в таком вот хаосе как раз и есть место для тотальной победы серости над редкими творческими индивидуальностями, коих в любом театре мира всегда — единицы.
В продолжение этого пункта заикнусь все-таки не о расцвете, а о репертуарном кризисе "новой драмы", новых текстах от наших современных активных драматургов, которых все ждут, а они не приходят — как Годо. Спрос на новые украинские пьесы явственно превышает предложение, и нескольких успешных наших авторов на этой территории явно недостаточно. Но это, кстати, в каком-то смысле и открытое окно для перформативного театра, иных театральных проектных явлений, в которых фигура автора (драматурга) уже менее априорна, нежели в традиционном театре. Видимо, стоит что-нибудь сказать и о предвыборном контексте, с которым будет рифмоваться наш новый театральный сезон? В каком-то смысле этот перманентный "театр абсурда" будет отличным конкурентом для театров репертуарных, независимых, коммерческих. Но опять же человеческая усталость от такого вот театра абсурда, возможно, повернет зрителя "зрачками в душу" — заставит снова убежать от политики в какой-нибудь театральный зал. Так что сезон предполагается голодным — ценовая политика, жажда новых текстов и новых авторов. И этот же сезон предполагается злым: театр еще больше погрузится в сетевое пространство, где слов не выбирают, где высший суд — "а мне так хочется".
И, конечно же, это далеко не все симптомы сезона. Об остальных — со временем, в таком же субъективном "блоге".