Олег Вергелис (редактор отдела культуры ZN.UA)
Восемь столичных премьер — на основе классики и современности — под занавес столичного театрального сезона: новые спектакли Юрия Одинокого, Давида Петросяна, Александра Белозуба, Ильи Мощицкого
"Война" (Национальный театр им. И.Франко)
Премьера — 9 июня
Так уже сложилось, что у франковцев нынешний сезон "делает" молодой режиссер Давид Петросян. Недавно прошла его успешная "Земля", вскоре — его "Война" по пьесе Ларса Нурена. Новый спектакль — о рассудительной, умеренной жизни одной европейской семьи, которая стала медленно разрушаться с появлением... отца. Он вернулся с войны. И в своей семье он — лишний. Даже не из-за своего увечья (он слепой), а потому, что у каждого из его близких — своя, отдельная жизнь, своя маленькая "война" за место под солнцем.
В спектакле Давида Петросяна задействованы: Алексей Богданович, Инна Капинос, Ирина Дворянин, Остап Ступка, Вера Зиневич, Елена Фесуненко, Кристина Федорак, Дана Кузь. Итак — повоюем…
"Орестея" (Театр на Подоле)
Премьера — 20–24 июня
Это совместный проект Театра на Подоле и театра "Мизантроп". Основа, разумеется, — античные мифы, трагедии Эсхила и Эврипида. Сценическая версия — Ильи Мощицкого, композитор — Дмитрий Саратский.
"Мы поговорим о наиболее сакральном. Архетипы подсознания выйдут наружу, чтобы проявиться в мире неограниченных визуальных возможностей!" — у меня от такого анонса просто челюсти сводит. Поэтому я бы предложил на место предпремьерной завлекаловки нечто более экстремальное-инфернальное. Ну вот, например. "Сексуальный Агамемнон приносит в жертву свою дочь Ифигению. После этого несчастный гибнет от руки жены Клитемнестры. Поскольку эту сумасшедшую охватила жажда мести за смерть дочери, а тело ее терзает запретная любовь к родственнику своего мужа. Уже потом Орест, сын Агамемнона, убивает ту же Клитемнестру, мать свою. После чего бешеные Эринии, богини мести, преследуют бедное дитя, не дают ему покоя..." Следовательно, не только трагедия, но еще и а-ля хичкоковский псевдоантичный триллер, если понимать под эриниями обнаглевших "птиц" из одноименного фильма.
Конечно, это исключительно шутки! В то же время авторы совместного проекта попытаются современным языком раскрыть поэтику античного мифа. И в помощь им — современные технологии, которыми полностью оснащен Театр на Подоле.
Ноу-хау проекта — премьера будет продолжаться пять дней подряд, словно это не Андреевский спуск, а настоящий Бродвей. Среди исполнителей: Анна Тамбова, Елена Свирская, Екатерина Шенфельд, Игорь Матиив, Екатерина Вайвала, Артем Круглоу, Татьяна Теслюк, Полина Снисаренко и другие.
"Аккомпаниатор" (Национальный театр оперетты)
Премьера — 17 июня
Национальная оперетта в июне открывает Новую сцену Stage-Lab. Это пространство размещено на нулевом этаже исторического здания театра. И количество зрителей, которое он может вместить, довольно ограничено — приблизительно 40 человек. Поэтому надо следит за билетами. Впрочем, камерное пространство позволяет создавать проекты различных камерных форматов. Например, такие, как этот — по пьесе французского драматурга Марселя Митуа. Режиссер-постановщик "Аккомпаниатора" — Александр Белозуб. В Киеве он активно сотрудничает (как художник) с Богданом Струтинским. А раньше, в эпоху Богдана Ступки, Белозуб часто ставил на главной драматической сцене Украины ("Две цветка цвета индиго", "Саломея", "Амаркорд", другие проекты).
По мнению Белозуба, тема премьерного моноспектакля — театр, а также люди театра, которые все время за кулисами. В частности, герой спектакля — аккомпаниатор, чья исповедь завершается для зрителей довольно неожиданно... В главной роли — Ася Середа-Голдун.
"Бог резни" (Театр на Печерске)
Премьера — 24 июня
Популярную пьесу драматурга Ясмины Реза театралы буквально недавно уже оценили в одном из киевских театров (в главных ролях красовались и красуются Ирма Витовская и Римма Зюбина). А в конце июня еще одна киевская попытка перечитать эту же пьесу о распрях родителей и скелеты в их семейных шкафах. Постановкой на Печерске занимаются актеры Денис Мартынов и Ольга Ларина. Они же сами и играют. Еще одна пара, задействованная в "Резне", — Юлия Першута и Владимир Заец. Очевидно, авторы премьерной сценической версии решили приблизить французские события как можно ближе к нам, киевлянам. Дескать, надо представить на сцене столичную детскую площадку в Новопечерских Липках, когда один сорванец выбивает зубы другому мальчугану-мажору, а уж потом родители этих хулиганов решают свои проблемы в одной из комфортных киевских квартир. Это далеко не первая премьера Театра на Печерске, провоцирующая искренние параллели с премьерами некоторых других киевских театров, поскольку поставлена на основе одной и той же популярной пьесы. Нечто подобное уже было после спектакля "Двое бедных румын, говорящих по-польски". Теперь — "Резня".
"Эдигна. Дочь Анны Киевской и Генриха І"
Премьера — 21 июня
Театральный перфоманс на историческую и мифологическую тему. Это тоже мультимедийный проект с участием украинских театральных звезд. Место действия — Михайловская площадь, внутренний двор МИД. Партнер — Международный фестиваль искусств Anne de Kyiv Fest. История внучки Ярослава Мудрого — Эдигны — чрезвычайная, насыщенная и сногсшибательными приключениями, и яркой мифологией, накопившейся вокруг Эдигны за столетие. Говорят, дескать, эта Эдигна очень хотела сбежать из Парижа, потому что ее сильно привлекал Киев — город деда, князя Ярослава. В то же время во Франции внучка Ярослава и дочь Генриха І получила замечательное образование при дворе. Но девушка была гордого нрава — и отказалась от принудительного брака. И все же убежала! Согласно легендам, Эдигна, путешествуя, поселилась в дупле старой липы. И якобы прожила там почти три десятилетия! Как монахиня в келье. Несмотря ни на что, Эдигна в течение своей сложной жизни учила детей, привлекала людей к христианской вере. В 1060 году римо-католическая церковь провозгласила ее блаженной. Литературная основа премьерного перфоманса — драматическая поэма Александра Ирванца. В роли Эдигны — Анастасия Блажчук, в роли Анны Киевской — Ирма Витовская. В проекте (в разных ипостасях) также задействованы Евгений Нищук, Федор Стригун, Остап Ступка, Алексей Березнюк, Тарас Компаниченко. Реализация проекта (постановка, продюсирование) — Федора Баландина.
"Повелитель мух" (Совместный проект театров "ДАХ" и Practicum)
Премьера — 8 июня
Еще одна премьера в июне от режиссера Давида Петросяна. Этот спектакль покажут в Европейском театральном центре ("Краков") на Левом берегу Днепра. Постановка рождалась в театральном пространстве на киностудии им. А.Довженко, затем премьеру якобы планировали играть непосредственно в театре "ДАХ". Теперь — новая локация. И новый главный герой, которого играет Иван Шаран — артистичный талисман господина режиссера. Книга Уильяма Голдинга — очевидно, актуальная возможность для режиссера и зрителя понять и подлинную природу насилия, и истоки массовой истерии, и трагедии недоразумения, и парадоксы общественного страха. Режиссер отмечает в аннотации: "Во времена, когда каждый из нас переживает серьезное информационное и материальное давление, важно найти то, что позволит людям идти вместе, доверять друг другу и не придумывать между собой границ". Добавлю уже от себя, что "Повелитель мух", сугубо по ощущению Голдинга, — это прежде всего аллегорический роман о дьяволе... И в нашем мире он все время соревнуется с Богом.
"Идиот" (Национальный театр им. И.Франко)
Премьера — 20, 23 июня
Очень ответственная и чрезвычайно серьезная премьера на главной драматической сцене страны. Прежде всего потому, что роман Ф.Достоевского — это всегда исключительный экзамен для режиссера. Тем более что есть большой сценический канон: постановка "Идиота" Георгием Товстоноговым в БДТ с Иннокентием Смоктуновским, Евгением Лебедевым, Татьяной Дорониной. Украинский режиссер Юрий Одинокий давно мечтал перенести на сцену именно этот роман, написанный в 1868–1869 гг. А еще в начале нулевых на франковской сцене Одинокий перечитывал "Братьев Карамазовых" Ф.Достоевского именно как эпический многофигурный театральный роман. Накануне премьеры "Идиота", возможно, самый предвиденный вопрос от театралов: а кто князь, а кто Рогожин, а кто Настасья Филипповна? Одинокий пригласил на эти архетипичные роли — Александра Печерицу (Мышкин), Дмитрия Рыбалевского (Парфен Рогожин) и Анжелику Савченко (Настасья). Уже судя по аннотации, на сцене франковцев предполагается спектакль-полотно: режиссер в своей авторской версии сохраняет почти всех ключевых игроков Достоевского! Ну, а относительно его концепции, трактовки романа, а также его актуализации — обо всем этом, безусловно, будет идти речь только и только после премьеры.
"Юлий Цезарь" (Национальная опера Украины)
Премьера — 20, 26 июня
Двуактный премьерный балет от Анико Рехвиашвили. Музыкальная основа — симфонические произведения итальянского композитора-импрессиониста Отторино Респиги. Дирижер-постановщик — Николай Дядюра. Господин дирижер накануне премьеры констатирует: "Очень увлекся этой музыкой, к тому же посчастливилось работать с интересной драматургией и колоссальным симфоническим мышлением Респиги. Его музыка чрезвычайно "театральна" по своей сути". Сюжетная канва нового балета, по мнению авторов, обходит популярную тему Клеопатры, а привлекает внимание зрителей к образу Кальпурнии, жены Цезаря, на руках которой он и умер, заколотый заговорщиками. "Юлий Цезарь" — не единственный хореографический презент от Национальной оперы. Уже 24 июня в классическом балете "Баядерка" на главную музыкальную сцену в партии Солора выйдет солист Вашингтонского балета Мак Бруклин, которого мировые СМИ называют "феноменальным танцовщиком". Бруклин — лауреат многих международных балетных конкурсов, в различных чартах популярности Мак непременно входит в список 25 лучших танцовщиков современности. Вот такой сюрприз под занавес сезона.