Ольга Чекис
27 августа исполнилось бы 80 лет со дня рождения выдающегося украинского актера Богдана Сильвестровича Ступки (1941-2012). Вечером 27-го августа Киевский Национальный театр имени Ивана Франко представит спектакль «Пер Гюнт» по пьесе Генрика Ибсена с посвящением Богдану Ступке, который в свое время мечтал о появлении легендарной норвежской драмы на прославленной украинской сцене. Главную роль, Пера Гюнта, сыграет Остап Ступка. А поставил «Пера Гюнта» один из самых популярных современных украинских театральных режиссеров Иван Урывский.
Богдан Ступка пришел в коллектив Киевского театра имени Ивана Франко после Львова еще в 1978-м году, вместе со своим режиссером и учителем Сергеем Владимировичем Данченко. Их совместные творческие работы на киевской сцене вошли в историю украинского театра: «Украденное счастье», «Дядя Ваня», «Энеида», «Тевье Тевель».
«У выдающегося украинского режиссера Сергея Владимировича Данченко была заветная мечта поставить на столичной сцене именно «Пера Гюнта» Генрика Ибсена, как одну из самых известных мировых пьес. Была в разработке даже сценография будущего сценического проекта. Лукавого путешественника-авантюриста Пера Гюнта в разные возрастные периоды, по замыслу Данченко, должны были бы тогда играть в спектакле Богдан и Остап Ступки. Эти творческие планы стерла смерть нашего выдающегося режиссера в 2001 году, - рассказывает ZN.UA театральный критик Олег Вергелис. - Богдан Ступка, который возглавил как художественный руководитель Театр Франко в 2001-м, совместно с директором театра Михаилом Захаревичем в свое время рассматривали возможность приглашения на украинскую постановку «Пера Гюнта» таких знаменитых режиссеров, как Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас. Но и этого не произошло - Ступка ушел из жизни в 2012-м... И вот, когда к художественному руководителю франковцев Михаилу Захаревичу в конце 2020-го пришел с идеей постановки «Пера Гюнта» молодой украинский режиссер Иван Урывский, то творческие руководители франковцев Михаил Захаревич и Дмитрий Богомазов, живо откликнулись на творческое предложение и впоследствии в афишу нового спектакля добавили значимый эпиграф «памяти Сергея Данченко и Богдана Ступки», отдав дань уважения и памяти выдающимся мастерам национальной сцены».
Премьера «Пера Гюнта» от Ивана Урывского вышла в мае 2021-го и за короткий период получила ряд восторженных отзывов в центральных СМИ и в соцсетях. Спектакль называют интеллектуальным и метафорическим образцом современного украинского театра в контексте современного европейского театра, высокие оценки зрителей получили также два актерских составы этой постановки.
«Работа над пьесой «Пер Гюнт» Генрика Ибсена совместно с франковцами для меня была похожа на путешествие по причудливому лабиринту, где каждый раз не осознаешь, что тебя ждет дальше и что ты сам откроешь со временем на таком загадочном пути, - рассказывает ZN. UA режиссер-постановщик, заслуженный артист Украины, лауреат театральной премии газеты «Зеркало Сцены» (2017-й) Иван Урывский. - О том, что идея постановки «Пера Гюнта» долгое время жила в стенах первого театра Украины, я раньше не знал. А когда узнал, то еще серьезнее оказалась моя личная художественная ответственность и перед большим автором, и перед большим театром. Я еще ничего не знаю о деталях художественного решения «для Ибсена», которые когда-то задумывал Сергей Владимирович Данченко, но я убежден, что это была бы выдающаяся постановка своего времени. Понятно, что сейчас у нас есть своя сценическая версия «Пера Гюнта», пьесы, написанной еще в 1867-м, но и сегодня востребованной мировым театром.
Нашу сценическую версию некоторые зрители воспринимают как философскую символическую притчу о Блудном Сыне, которым, безусловно, и является сам Пер Гюнт, читают в нашем представлении и важную тему матери Пера Гюнта, которая, собственно, в своих снах и фантазиях и рождает огромную Вселенную своего сына, Пера Гюнта. Наш спектакль как искренний поклон нового поколения франковцев памяти Сергея Владимировича Данченко и Богдана Сильвестровича Ступки. Великих мастеров, творивших наш Национальный театр, укреплявших его художественный фундамент».