Олег Вергелис - редактор отдела культуры ZN.UA)
Календарное и сугубо символическое закрытие театрального сезона в Украине навевает философские мысли о «второй реальности». «Вторая реальность» — это название старой книги актрисы Аллы Демидовой. К нашему настоящему она не имеет прямого отношения. Имеет смысл лишь сама формула «второй реальности» — и в повседневной жизни, и в политической, и в театральной, о которой и пойдет речь в этих заметках. Уже почти два с лишним года мировой театр существует в условиях второй реальности: игра для полупустых залов, длительные полосы карантина, когда парализованы и репетиции, и прокат спектаклей, вынужденное оцепенение профессиональных навыков, когда артисты балета или оперы не имеют возможностей для системного тренажа, для системной практики, именно им необходимой. Вот такая новейшая вторая реальность, вызванная пандемичными обстоятельствами, и подтолкнула театральных энтузиастов и театральных вождей к созданию специального интернет-пространства как слабого утешения для тех, кто лишен счастья живого общения с искусством Мельпомены. Рождались новые театральные интернет-проекты, вытаскивались старые кинозаписи знаменитых театральных постановок как компенсация во времена вынужденного сценического голода.
И в этом смысле, как ни крути, я вынужден согласиться с режиссером Константином Богомоловым, который утверждает, что игры в интернет-театр являются исключительно иллюзией театральной деятельности, и никаким не театром как таковым. По мнению Богомолова, цель онлайн-театра — промоушен и архивирование театральных проектов интересного качества, а как самостоятельное направление в современном искусстве все это больно сомнительно. Наверное, так оно и есть? Однако же сложные времена и сложные обстоятельства требуют от людей театра креатива и броуновского движения, чтобы хотя бы поддерживать искры сценического жизни — в другой реальности. Кстати, именно сейчас в Украине продолжается театральный интернет-фестиваль «Театр. NET-PROFI». Это довольно масштабный интернет-форум, родившийся еще в прошлом году в рамках большого художественного проекта «День театра» (Theatre day fest). В прошлом году я участвовал в этом интернет-мероприятии как эксперт и знаю, что на суд экспертов были представлены около 140 интернет-версий постановок разных театров не только из Украины, а и из Венгрии, Финляндии, Латвии, Германии, Израиля. Зрители такого большого мероприятия выбирали своих фаворитов, голосуя за приз зрительских симпатий. Организаторы зафиксировали более 60 тысяч голосов из 35 стран, отданных за спектакли-фавориты. Проходили не только онлайн-показы постановок, но и онлайн-дискуссии как с режиссерами, так и с экспертной коллегией.
Если честно, то гигантский массив сценической онлайн-продукции очень трудно переварить даже профессиональному эксперту. Конечно, ты ставишь условную границу между реальностью театра и реальностью виртуальной. И некоторые вещи будто дописываешь за режиссера и доигрываешь за актера, особенно в условиях некачественных интернет-версий.
В общем, такое направление предполагает фиксацию спектаклей уже готовых, прежде поставленных на сценах — как в Украине, так и за ее пределами. Намного более сложный путь — создание оригинальных театральных онлайн-проектов, так называемых геймифицированных спектаклей. Пионерами на этом пути в Украине оказались художники из столичного театра «Актер» (художественный руководитель Слава Жила), еще в период первых волн пандемии и карантинных ограничений — а это весна 2020 года — воспылавшие идеей создать именно театральные онлайн-проекты. Когда актеры будут играть через Zoom, а проект одновременно будут смотреть десятки тысяч зрителей. Одна из первых ласточек в таком полете — онлайн-спектакль «Мегеры» по пьесе Дона Нигро. Два киевских актера — Алексей Вертинский и Артем Емцов, прикипев в своих квартирах к мониторам, играли в первый премьерный вечер в женских париках и прочих доспехах двух голливудских кинодив, согласно сюжету Дона Нигро. Подключение зрителей к их диалогу, их конфликтам иногда чем-то напоминало подглядывание в замочную скважину за жизнью звезд, — такого эффекта они и ожидали. Вторая оригинальная театральная онлайн-ласточка на киевском сценическом небе — спектакль «Мистер Баттерфляй» театра «Актер» (автор проекта Слава Жила). В этом случае геймифицированный спектакль предполагал присутствие актера как модератора: его роль исполнял народный артист Украины Алексей Вертинский. Благодаря Zoom-приложению он, то есть его мистер, задавал вопросы онлайн-театралам, и уже общими усилиями они и создавали эту геймифицированную онлайн-постановку, собравшую у мониторов в премьерный вечер несколько сотен зрителей, при стоимости билета 200 грн. По мнению идеолога и организатора проекта, заслуженного деятеля искусств Украины Славы Жилы, это хоть и относительный, но неопровержимый успех для такой новой формы театра. Несмотря на, что украинский зритель не готов в своей массе тратить деньги на интернет-театр.
Все давно привыкли к пиратству, и пока что качественного перелома в направлении приучения массового зрителя к онлайн-театральным проектам ожидать было бы очень наивно. Но даже те несколько сотен театралов, которые вышли в астрал, то есть в онлайн, — это уже первые шаги к созданию нового виртуального интернет-театра в Украине.
Пусть в первых своих шагах немного наивного, немного несовершенного, но креативного. Как известно, в период карантинных ограничений и приостановления деятельности больших театров некоторые ведущие театры стали доставать из архивных сундуков записи своих давних классических постановок и таким образом утолять театралам жажду сценического искусства, пусть даже в интернет-версиях. Все показанные спектакли давно известны, и они имели бы несомненный успех в 50–60–70-х годах XX века, но даже теперь, когда просматриваешь на мониторе давние записи спектаклей франковцев, иногда иронически удивляешься: а все же великие актеры даже в черно-белых киноверсиях играют намного лучше, чем некоторые настоящие фейсбучные актеры-голограммы! Если в Киеве вопрос с архивированием старых классических спектаклей еще как-то держится на ответственности вождей трех главных национальных театров, то в наших театральных регионах все намного сложнее и очень запущено. Я не уверен, что Львовский театр имени Заньковецкой или Тернопольский театр имени Тараса Шевченко имеют достойные качественные записи своих спектаклей, на которых воспитывалось несколько театральных поколений: «Марія Заньковецька», «Хазяїн», «Дай серцю волю, заведе в неволю» и много других. К сожалению, что имеем — не храним. И, возможно, именно настоящие времена второй реальности побуждают ведущие театры страны своевременно архивировать самое ценное из текущего театрального репертуара — не только для потомков, но и для современников, пребывающих в постоянных тисках ожиданий очередных карантинов или других приключений...
Тем временем многие в период карантинных обстоятельств выискивали для себя в Сети и настоящие образцы современного мирового театра, который в большом мире своевременно снимают, фиксируют и пропагандируют. Ведущие оперные драматические театры мира открывали на период карантина доступ к онлайн-записям своих сценических шедевров. Поэтому и посчастливилось тем, кто своевременно натолкнулся на спектакли Томаса Остермайера, Ромео Кастелуччи, Филиппа Жанти и других современных классиков. Они могут ошеломить не только во время живого спектакля — даже онлайн-версии их постановок — головокружительные сценические ребусы и наэлектризованные территории современного сценического поиска.