Николай Песочинский
«Анархия любви. Анархия фаабражения. Анархия искусства. Три закона жизни, которые я уважаю и по которым я живу» — цитата из дневников, включенная в спектакль «Ночной писатель», часть фестиваля Яна Фабра. (Неологизм «фаабражение», понятно, не опечатка, такого в «ПТЖ» не бывает. Игра слов в переводе может показаться позиционированием себя самого в статус закона жизни. Сделаем акцент на более важном: на феномене тотальной анархии.) Ну, и еще одна цитата, которая может заменить подробную характеристику творческого метода Фабра: «Я плàчу искусством. Я мочусь искусством. Я плююсь искусством. Я потею искусством. Искусство не делают. Искусство выделяют телом». Да, так. Перформансы Фабра специфичны в том, что основываются на мифологичных сюжетах, но архаизированы, эстетически примитивизированы, воплощены через полусознание (а вернее, через эмоции, через тело) человека на его природном уровне. Пользуясь категориями Ницше, тут дионисийское преобладает над аполлоническим.
Телесность в искусстве Фабра самоценна, опрокидывание социальных табу является формообразующим свойством его перформансов. Вспомним: «Депутат Госдумы Виталий Милонов направил генеральному прокурору Юрию Чайке запрос о проверке действий Эрмитажного театра из-за публичной демонстрации видеоспектакля Яна Фабра „Гора Олимп“. „Такому позору не место в нашем городе и наших театрах. Таким искусством могут наслаждаться только законченные извращенцы или нездоровые люди“, — подчеркнул Милонов. По словам депутата, постановка Фабра пропагандирует сексуальную распущенность, оказывает на зрителей негативное влияние и не имеет с искусством ничего общего. В пресс-службе Эрмитажа открестились от демонстрации постановки: „У нас этого спектакля не было. Мероприятие не проходило“» (сообщала lenta. ru 5 июня 2017 года). Про сексуальную распущенность (и в «Горе Олимп», которой в России так и не было даже на видео, и в том, что было показано у нас) все совсем не так, и все гораздо интереснее. Собственно эротичность как качество актерского существования в спектаклях появляется нечасто, а вот отношения древних богов, жизнь мифологических людей интерпретируются с сексуальными связями, мотивами, порывами; это часть природы, закон универсума, вечный сюжет. Высокопарные тирады мифов переведены на язык животного мира. Параллель человека и животных — важная константа творчества Фабра. В других сюжетах обнаженных тел много (для показов в России, кажется, почти всех одели), это именно «голые люди на голой земле».
Еще важнее переход других границ. Фабр программно нарушает табу в степени изображения жестокости, в демонстрации болезненных и неприятных явлений. Например, Ариадна (в видеоинсталляции «Воины красоты» с участием Фабра, показанной в подвале БДТ) безнадежно ищет выхода из лабиринта, которым является психиатрическая клиника, населенная калеками, находящимися в безумном состоянии, бесконечно совершающими механические повторные движения. Это тяжело смотреть. Это шоковая терапия для благополучной публики. Можно думать о традиции, идущей от «театра жестокости» Арто, пытавшегося тоже через погружение в жестокий миф отключить зрителя от обезличивающей его матрицы социальной реальности.
Самая сильная часть «Воскресения Кассандры» — исступленный предсмертный танец прорицательницы (актриса Стелла Хёттлер), когда она впадает в транс катастрофического предвидения, как будто ею овладевают, истязают и уничтожают ее дикие силы, те самые, которые она обнаружила, возродившись в наше время. Этот танец во всех смыслах оргиастический, тут и Эрос, и Танатос, и страсть, и смерть. Автора волнует телесность мифологии.
Смерть вообще один из важнейших мотивов творчества Фабра. (В инсталляциях часто присутствуют чучела животных, воскресшую Кассандру окружали неподвижные черепахи.) В спектакле «Приготовление к смерти» героиня (Аннабель Шамбон) находится между жизнью и небытием, как бы оживает из мертвых, но движение ее совсем не реальное, абстрактное, может быть, ею забытое, такой механики тела нет у реальных людей. Как будто обратная перемотка из смерти в жизнь. Рывки, динамическая растянутость, конвульсивность, странный ритм, многократные повторные движения. Она смотрит в какое-то неконкретное пространство. Психологическое состояние как будто удивленное. Встает и падает, как животное. В движениях появляется сексуальность, которая обращается на цветы — весь могильный постамент, вся сцена покрыта горой настоящих живых цветов, и зрители чувствуют их запах, запах похорон. Потом она оказывается в прозрачном кубе, там летают, садятся на ее голое тело, ползают по нему огромные черные бабочки, а движется она, как в невесомости…
В театре Фабра резко сталкиваются мифологичность и телесность. Движения человеческого тела нарушают жизненную логику, в них другие ритмы, механичность, повторность, самостоятельная жизнь частей тела. Визуальная материя (материальность) входит с своеобразные отношения со словесной и звуковой философичностью (идеальность), тексты ассоциируются с греческой мифологией (а в «Воинах красоты» произносятся монологи в стиле французского классицизма), действие всех спектаклей сопровождает современная академическая медитативная музыка.
Театральный язык — экспрессивный до болезненности, основанный на противоречиях, — возможно, отражает отношение к культуре как к безумию. Пониманию странного мира художника помогла постановка с русскими артистами пьесы Фабра, основанной на его дневниках и других текстах, — «Ночной писатель». «Ночной» он, опять же, по Ницше, когда проявляется темная, иррациональная сторона мышления. На такой поток признаний едва ли кто решится. Кризисное подсознание творчества мучается своей ошибочностью, своей глобальностью, амбициозностью, искренностью, невозможностью реализации, телесной общностью и отъединенностью от кого бы то ни было… Естественно воплощать это на сцене в «живом характере» было бы нелепо. Андрей Феськов не играет Фабра. От текста он легко, виртуозно отстраняется. И чем более подчеркнуто текст живет сам по себе, тем осмысленнее и глубже он оказывается прочитан. А также пропет. И протанцован: в конце артист пускается в дикую психоделическую пляску, художник сам себе и Кассандра, и Ариадна, и все животные его сценических натюрмортов.
Фабр из той страны, из той культуры, в которой плотское начало взаимодействовало с религиозной тематикой, где были и Брейгель, и Магритт, и Северный Ренессанс, и сюрреализм, и классика, и безумие. Он живет на той же улице, где жил Ван Гог. Это не совпадения. Это традиция.
1980
- «Театр пишется с той же буквы, что и похмелье». Театральный дебют. Первая публично исполненная оригинальная миниатюра Фабра.
1982
- «Театр как ожидание и прогноз». Премьера восьмичасовой акции без антракта.
|
|
1984
- «Власть театрального безумия». Триумф спектакля на Венецианском биеннале. Презентация современного пластических искусств Бельгии.
1987
- «Раздел. Танец». Этюд-исследование проекта оперы.
- «Стекло в стеклянное голове». Начало работы над пьесой.
|
|
1988
- «Прометей-Пейзаж» (не по Эсхилу). Только один раз в Доме искусств в Бетаньене, разукращенном Фабром синей ручкой компании BIC.
1989
- «Интервью умирающего»,
- «Во Дворце, в четыре утра... А.Г.»,
- «Реинкарнация Бога».
1990
- «Стекло в стеклянной голове», первая часть его оперного триптиха. Премьера – результат трехлетней работы.
- «Сотворение Елены Трублайн». Музыка написал польский композитор Эугениум Кнэпик по просьбе Жеара Мортье. Премьера во Фламандской опере в Антверпене.
- «Звук хлопка одной ладонью». В декабре премьера спектакля. По просьбе прославленного хореографа Уильяма Форсайта хореографический проект для молодой труппы «Франкфуртского балета». Использует музыку Евгения Кнэпика, Бернда Алоиса Циммермана и The Doors.
1991
- «Сладкое искушение» на основе оригинального текста Фабра. Премьера первой части «Трилогии тела» компании деЗингель.
- «Она была, и она есть, даже». Премьера второго балета. Специально для Элис Декайкельер.
1992
Два моноспектакля Марка ван Овермейера:
- «Кто выразит свое мнение»...
- «Фальсификации неизбежны, не фальсифицируйте».
- «Крики молчания, трудные мечты», вторая часть оперной трилогии. Мировая премьера состоялась в Касселе.
- «Чистая подделка. Как это». Премьера.
1993
- «Обратная сторона времени». Премьера третьего балета. Большое турне по Европе, Канаде и Японии.
1995
- «Когда Земля снова завертится». Премьера четвертого балета. В сотрудничестве с Национальным балетом Амстердама.
- «Соло Три». Балет № 1 под музыку Евгения Кнэпика. Премьера в Программе Брюссельского Фестиваля искусств.
- «Обычная женщина мертва». Моноспектакль специально для Елис Декайкельер. Третий сольный спектакль.
- «Всемирное авторское право 1 и 9».- Премьера второй части «Трилогии тела» компании деЗингель.
- «Император утраты». Премьера. Моноспектакль Дирка Буфсуфта
|
|
1997
«Светящиеся иконы». Премьера последней части «Трилогии тела» компании деЗингель. Продолжение «Сладкого искушения», и «Всемирное авторское право 1 и 9».
- «Четыре темперамента». Премьера четырех сольных проектов:
- «Слишком почетное место» с Рене Копре,
- «Мое прекрасное тело, расскажи мне»... с Вим Вандекайбус,
- «Мистер Пиквик» с Марком Ванкункст
- «Всем завидую на море» с Аннамирлой ван дер Плюйма.
1998
- «Конец этому веку пришел несколько раньше (но бизнес, как обычно)». Премьера - 5 ноября. Совместно с Яном Декорте.
1999
- «Предназначение ночи». Премьера 16 марта в голландском театре «Тоннельхьюс». В главных ролях - Элис Декайкельер и Ян Деклейр.
2000
- «Пока мир нуждается в духе война». Премьера в Ганновере. Спектакль с участием танцоров, актеров и рок-группы. Гастрольный тур на два года.
- «Двигаюсь, как одинокая дворняжка». Специально для танцора Эрна Омарсдоттира. Показ на Авиньонском фестивале танца.
2001
«Я – кровь». Премьера в Авиньонском дворце «Суда чести». Участие приняли 22 актера, танцора и музыкантов.
2002
- «Небесное наслаждение». Ре-дизайн Королевского дворца в Брюселе (прим. - название работы отсылает к триптиху «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха).
- «Лебединое озеро». Премьера в Королевском балете Фландрии. Выступление на сцене нового концертного зала в Брюгге.
- «Попугаи и морские свинки». Премьера в Саламанке и Брюгге, культурных столицах 2002 года.
2003
- «Я – кровь». Восстановление спектакля и прокат по Европе.
- «Ангел смерти». Репетиции. Премьера на Авиньонском фестивале была отменена из-за забастовки служащих. З
2004
- «Тайгейзер». Премьера оперы Вагнера в Ля Монне в Брюсселе.
- «Заданность». В феврале создана французская версия. Этот спектакль образует диптих с театральным монологом «Обычная женщина мертва» Элис Декайкельер.
- «Когда главенствует женщина». В марте премьера в Боготе. Большие гастроли по Южной Америке, и Европе. Большой успех в Париже. Танцевали Лисбет Грювец и Ив Кляйн.
- «Плачущее тело». Мировая премьера компании диЗингель – 9 октября.
2005
Авиньонский фестиваль. Ян Фабр получает приглашение стать Художественным руководителем.
- «История слёз». Премьера, с 22 танцорами, актерами и музыканты в дворе Дворца «Суда чести». Прокат спектакля с Франсуа Байкелаерсом в главной роли «Рыцаря отчания».
- «Я – кровь». Специально для показа на Авиньонском фестивале во дворе Дворца «Суда чести» воссоздание спектакля.
- «Император утраты». На том же фестивале был показан моноспектакль, созданный в 1996 году с голландцем Дирком Руфсуфт.
- «Король Плагиата». Продолжение «Императора утрат» - специально для Дирка Руфсуфт.
- «Препараты смерти». Моноспектакль Аннабель Шамбон на музыку композитора и органиста Бернара Фосруля.
2006
- «Король Плагиата». Премьера голландской версии спектакля компании деЗингель в феврале.
- «Когда главенствует женщина». Продолжается турне спектакля в Японии и США. Вместо Лизбет Грювез в главной роли выступает Корин Сунг-Им И.
2007
- «Я - кровь». Гастроли последней редакции в США и Японии.
- «Я - ошибка». Премьера.
- «Реквиум Метаморфозы». Моноспектакль Фельзенрайтшуле. Премьера в Зальсбурге.
2008
- «Другой сонный, пыльный дельта день». Премьера моноспектакля.
Титул «Послы культуры» получают Ян Фабр, Вим Вандекейбус и актеры театра «Трублайн» и труппы Анны Терезы де Керсмакер.
2009
- «Оргия толерантности». Премьера на Авиньонском фестивале
2010
- «Слуга красота». Премьера на Авиньонском фестивале.
- «Препараты смерти». Прокат в Европе, США и Японии.
2011
- «Прометей - Пейзаж II»
2012
- «Наркотики оживляют меня». Премьера моноспектакля для Энтони Рицци.
- «Театр, как ожидание и предвидение». Новая редакция постановки 1982 года.
- «Власть театрального безумия». Новая редакция постановки 1984 года.
2013
- «Трагедия дружбы. Вагнер. Версия Ницше. Фатальная дружба». Спектакль посвящен 200-летию со дня рождения Вагнера.
2014
- «Подожди, подожди, подожди»...(моему отцу). Новый сольный танцевальный спектакль для Седрик Шеррон. Премьера 3-8 апреля 2014 года.
2016
- «Гора Олимп» (Mount Olympus. To Glorify the Cult of Tragedy) длящийся 24 часа.
2017
- "Бельгия правит"(Belgium Rules/Belgian Rules )
2018
- "The Generosity of Dorcas "