Лариса Грищенко
Роберт Уилсон – режиссер, выдающийся постановщик, перфекционист, который полностью изменил представление о современном театральном искусстве и зрительское восприятие происходящих на сцене действий. Он придал невероятную живость и реалистичность своим фантазиям, воплотив их в пьесах, пользуясь не языком в качестве основного информационного позыва, а движениями, которые стали прекрасным танцем, передавая хореографией то, в чем скрыт истинный смысл и трагедия постановки.
Ранние годы
Роберт Уилсон – режиссер, биография которого началась в небольшом городке Уако штата Техас 4 октября 1941 году. Детство этого творческого человека нельзя назвать счастливым. Сильное двигательное-речевое расстройство, которым страдал Роберт, делало его предметом насмешек сверстников. Учитель и наставник Уилсона Берд Хоффман помог ему избавиться от дефекта речи – заикания, в его честь благодарный ученик открыл театральную лабораторию на чердаке дома под названием «Школа птиц».
Образование — начало пути к карьере
Роберт Уилсон – режиссер, карьере которого, возможно, и не суждено было начаться, ведь он получал образование в Техасском университете, изучая административное дело. Так и занимал бы великий постановщик государственный пост, если бы не осознал творческий потенциал своей личности. Случилось это в 1962, когда он, наконец, понял, что идет не по своей дороге, пытаясь изучать неинтересную и скучную науку, навязанную желанием родителей сделать из него образованного человека. Бросив университет на последнем курсе, Уилсон поступает в Институт Пратта в Нью-Йорке, куда и переезжает изучать архитектурный дизайн. В 1966 году после окончания учебы Роберт проходит стажировку у архитектора Паоло Солери. Но ни занятия живописью, ни архитектура, ни современный театр не впечатлили его так, как знакомство с абстрактным балетом Джорджа Баланчина и экспериментами по хореографическим представлениям Мерса Каннингема. Большое влияние на дальнейшую карьеру оказало японское театральное искусство. Это стало первым уверенным шагом к осознанию Робертом своего предназначения, когда он представил обществу собственную постановку.
Ступеньки к признанию
Возможно, из-за того, что Роберт Уилсон – режиссер с большой буквы в будущем, в детстве чувствовал себя неполноценным, начало карьеры он посвятил работе с аутистами и глухонемыми детьми, открывая новые способы сделать театр более выразительным. В 1969 г. появляются на свет две первые заслужившие внимание зрителя постановки. Это «Король Испании» и «Жизнь и времена Зигмунда Фрейда». Мировую известность Роберту принесла пьеса «Взгляд глухого», которая увидела свет в 1971 г. Именно это семичасовое представление без единого произнесенного слова было признано выдающимся произведением современной драматургии. Не менее впечатляющий спектакль под названием «Письмо королеве Виктории» в 1974 г. создал Роберт Уилсон – режиссер. Аутист Кристофор Кноулс в тринадцатилетнем возрасте стал его главным героем.
Наиболее успешные плоды режиссерской работы
Роберт Уилсон стал творцом более 140 театральных постановок, большинство из которых вызвали бурю оваций публики и восторженные отзывы критиков. В 1972 г. он реализовал масштабный красочный проект с участием полутысячи актеров, которые танцевали под открытым небом. Действо длилось семь дней и ночей на семи холмах в Иране и называлось «Гора Ка и Сторожевая терраса». В 1976 г. он завершил работу над музыкальной постановкой с элементами оперы «Эйнштейн на пляже», прочно закрепив себя в звании сюрреалистического художника в драматургии. Поэтическая медитация, заслужившая признание французских критиков, «Эйнштейн на пляже» стала первыми успешным опытом в музыкальном искусстве, навсегда оставив в душе Роберта любовь к музыке и опере. Спектакль был представлен на мировом турне, на различных фестивалях и стал признанным шедевром. Масштабная интерпретация великих военных противостояний всех времен, которые по задумке режиссера должны были воплотиться в двенадцатичасовой постановке, была так и не завершена. Последующие годы Роберт работает над постановками пьес – шедевров мировой классической музыки и литературы. Среди них «Волшебная флейта», «Мадам Баттерфляй», «Замок герцога Синяя Борода», «Орфей», «Аида» и множество других. Режиссером снято 15 фильмов в стиле авангарда, в том числе «Альцеста» и «Орфей и Эвридика» в 2000 г., «Орфей» в 2010 г. Роберт сотрудничает с величайшими актерами, оперными исполнителями, драматургами. Он дает новую жизнь, интерпретируя на свой лад произведения А. П. Чехова, У. Шекспира, В. Вульф и других признанных мастеров классической литературы.
Заслуженные премии и награды
Роберт Уилсон – театральный режиссер, признанный миром современного искусства талант. За годы работы он получил более шести десятков премий и наград, среди которых наиболее значимые:
- премия Фонда Гугенхайма (1971 и 1980 гг.);
- премия Фонда Рокфеллера (1975);
- награда «Золотой лев» на Биеннале в Венеции (1993);
- премия Европы (1997).
Уилсон является членом Американской Академии искусств. В 2002 г. во Франции ему присуждено звание Командора Национального Ордена за заслуги в литературе и искусстве.
Важные составляющие постановок по методу Уилсона
Роберт Уилсон – режиссер, личная жизнь которого не столь интересна, как его собственный оригинальный метод театральных постановок, ведь в них наиболее важную роль играют акценты на малейших деталях, объединение всего, что происходит на сцене в единое целое.
Основные составляющие успешного театрального действия по методу Роберта Уилсона:
Язык и слова не имеют значения. Гораздо важнее тишина, которую нарушает шум, сменяющейся снова тишиной. Игра контрастов в восприятии звуков оставляет действительно незабываемое впечатление от пьесы.
Акцент на разницу визуального восприятия действа на сцене и звукового. То, что зритель слышит, должно быть гармонично дополнено тем, что он увидит, но ни в коем случае не повторено.
Движения – это плавный танец, хореографический рассказ, который наполняет собственным смыслом пьесу. Движения в паре со звуком создают определенный, присущий только данному спектаклю ритм.
Игра со светом и тенью. Критики, посмотревшие постановки Уилсона, пишут, что он, словно художник, пишет картины. Холст ему заменяет сцена, а краски – свет.
Игра со словами, где главный смысл не в произнесенных актерами репликах, а определенный подтекст, скрытый между строками.
Роберт Уилсон – режиссер, один из выдающихся представителей театрального авангарда, талантливый скульптор, сценарист и фотохудожник. Созданная им мебель, невероятные инсталляции, рисунки неоднократно были представлены в галереях и музеях искусств Лондона, Токио, Рима на 133 выставках, вызывая бурный восторг. В Москве была представлена выставка фоторабот «Живые люди», на которых запечатлены знаменитости. Один из величайших творческих людей XX века, вклад в искусство которого является ценным наследием для будущих поколений. А его оригинальный подход к драматургии станет непревзойденным примером для начинающих режиссеров и постановщиков.
Спектакли:
1969
«Король Испании» (1969, Нью-Йорк)
«Жизнь и времена Зигмунда Фрейда» (1969, Нью-Йорк)
1971
«Взгляд глухого» (1971, Париж)
1972
«Гора Ка и террасы гардений» / KA MOUNTain and GUARDenia Terrace (1972, Иран)
1973
«Жизнь и времена Иосифа Сталина», немая опера (1973, Копенгаген)
1976
«Эйнштейн на пляже», опера Ф. Гласса (1976, Авиньон)
1979
Death Destruction & Detroit (1979, Берлин)
1984
the CIVIL warS: a tree is best measured when it is down, опера на музыку Ф. Гласса, Г. Брайерса и др. для Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984)
1985
«Король Лир» У. Шекспира (1985)
1986
Hamletmaschine Х. Мюллера (1986, Нью-Йорк)
1987
Death Destruction & Detroit II (1987, Берлин)
«Квартет» Хайнера Мюллера ([1987)
1989
«Лебединая песнь» по Чехову (1989, Мюнхен)
1990
The Black Rider: The Casting of the Magic Bullets (1990, Гамбург, либретто У. Берроуза по немецкой сказке)
1991
«Волшебная флейта», опера В. А. Моцарта (1991, Париж)
«Парсифаль», опера Р. Вагнера (1991, Гамбург)
1992
Doctor Faustus Lights the Lights по Г. Стайн (1992, Берлин)
«Алиса» по Л. Кэрроллу (1992, Гамбург)
Alice in Bed по драме С. Зонтаг (1993, Берлин)
1993
«Орландо» по роману В. Вулф, с Изабель Юппер) (1993, Лозанна)
1995
Herzog Blaubarts Burg, опера Б. Бартока (1995, Зальцбург)
1997
Timerocker (1997, Гамбург, с Лу Ридом)
«Пеллеас и Мелизанда», опера К. Дебюсси (1997, Париж)
1998
O Corvo Branco, опера Ф. Гласса (1998, Лиссабон)
Monsters of Grace, опера Ф. Гласса по мотивам Руми (1998, Афины)
«Лоэнгрин», опера Р. Вагнера (1998, Нью-Йорк)
«Смерть Дантона» Г. Бюхнера (1998, Зальцбург)
Lady from the Sea по драме С. Зонтаг (1998, Феррара)
The Oceanflight Брехта (1998, Берлин)
1999
The days before — Death Destruction & Detroit III (1999, Нью-Йорк)
2000
POEtry (2000, Гамбург, с Лу Ридом)
«Войцек» Г. Бюхнера (2000, Копенгаген)
2002
«Женщина без тени», опера Р. Штрауса (2002, Париж)
«Судьба», опера Л. Яначека (2002, Прага)
2003
«Искушение святого Антония» по драме Флобера (2003, Рур)
2004
I La Galigo, по индонезийскому эпосу Ла Галиго (2004, Сингапур)
2005
«Басни» Лафонтена (2005, Париж)
«Пер Гюнт» Г. Ибсена (2005, Норвегия)
«Зимняя сказка» У. Шекспира (2005, Берлин)
2007
«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта (2007, «Берлинер ансамбль»)
2008
«Счастливые дни» С. Беккета (2008)
«Руми» (2008, Варшава)
«Фауст» (2008, Варшава)
2009
«Сонеты Шекспира» (2009, «Берлинер ансамбль»)
KOOL — Dancing in my mind (2009)
«Волшебный стрелок», опера фон Вебера (2009, Баден-Баден)
«Последняя лента Крэппа» С. Беккета (2009)
«Орфей», опера К. Монтеверди (2009, Милан)
2010
«Катя Кабанова», опера Л. Яначека (2010, Прага)
«Средство Макропулоса» К. Чапека (2010, Прага)
2013
«Старуха» Д. Хармса — совместная работа с У. Дефо и М. Барышниковым (премьера — 4 июля 2013, Манчестерский международный фестиваль)
2014
"The Blacks "[Les Nègres] by Jean Genet.(Odéon Théâtre de l’Europe, Paris, France, October 3, 2014.)
"Rhinoceros "[Rhinocéros] by Eugéne Ionesco.(Teatrul National Marin Sorescu, Craiova, Romania, July 2, 2014.)
"The Coronation of Poppea "[L’incoronazione di Poppea] by Claudio Monteverdi(Paris National Opera, Palais Garnier, Paris, France, June 7, 2014.)
"1914" - based on The Last Days of Mankind by Karl Kraus and The Good Soldier Švejk by Jaroslav Hašek.( National Theater, Prague, Czech Republic, April 30, 2014.)
2015
"La Traviata" - by Giuseppe Verdi. Yashi (Costumes).
"Letter to a Man by Christian Dumais-Lvowski," - based on the Diaries by Vaslav Nijinsky..
"Pushkin's Fairy Tales "[Сказки Пушкина]. - Based on selected Tales by Aleksandr Pushkin.( State Theater of Nations, Moscow, June 16, 2015.)
"Adam's Passion [Aadama Passioon] " - (Noblessner Foundry, Tallinn, Estonia, May 12, 2015).
"Faust Part I and II [Faust" - by Johann Wolfgang von Goethe.( Berliner Ensemble, Berlin, Germany, April 22, 2015.)
2016
"Endgame "[Fin de partie] - by Samuel Becket( Berliner Ensemble, Berlin, Germany, December 3, 2016.)
"Garrincha" —a street opera ( Teatro Paulo Autran, São Paulo, Brazil, April 23, 2016)
2017
"UTHER' - dancing with the gods by Robert Wilson. - Johann Sebastian Bach( Berlin, Germany, October 6, 2017.)
"Hamletmachine [Hamletmaschine] " - by Heiner Müller [Italian version].( Spoleto, Italy, July 7, 2017.)
"The Sandman [Der Sandmann] " - based on the eponymous story by E.T.A. Hoffmann(Ruhrfestspiele Recklinghausen, Germany, May 3, 2017)
"Edda by Jon Fosse," - based on Old Norse mythology(Det Norske Teatret, Oslo, Norway, March 4, 2017)
2018
"Turandot" - by Giacomo Puccini. (Teatro Real, Madrid, Spain, November 30, 2018.)
"The Troubadour " - [Le trouvère] by Giuseppe Verdi [French version]. (Parma, Italy, September 29, 2018)
"Oedipus" - by Robert Wilson, based on Sophocles' tragedy Oedipus Rex (Teatro Grande Scavi, Pompeii, Italy, July 5, 2018.}
2019
"Jungle Book" [Le livre de la jungle] b - by Rudyard Kipling (1894) [French version].( Grand Théâtre de la Ville, Luxembourg, April 26, 2019.)
"Otello' - by Giuseppe Verdi.(Baden-Baden Festival, Germany, April 13, 2019.)
"The Troubadour " - [Il trovatore] by Giuseppe Verdi. (Teatro Comunale, Bologna, Italy, January 22, 2019.)
|
|